Верхом по Испании. Бехар, Саламанка.

Верхом по Испании

Часть 1.

Ну вот, наконец-то отпуск! Позади остались лекции, сессия, полевая практика в Вырице, где мы со студентами облазили все окрестные леса в поисках птиц и зверей. Впереди меня ждут совершенно неизвестные места где-то в районе Саламанки на северо-западе Испании, кстати, в Западном полушарии.

Как и в прошлые поездки, я отправляюсь в гости к людям, с которыми познакомилась на Фейсбуке в группе конных путешественников. Это Ольга и Мигель, у них есть пара лошадок, которых они не всегда успевают сами тренировать, поэтому рады помощникам с опытом верховой езды. В горах вокруг их дома должно быть множество красот природы и памятников старины. Отзывы от всех, кто уже к ним съездил - исключительно восторженные. Поэтому я решила тоже попробовать, и мы договорились на конец июля - начало августа.

День первый. Воскресенье, 24 июля 2016 г. От Мадрида до Саламанки добралась рейсовым автобусом. Всю дорогу любовалась видами за окном. Там было сухо, жёлто, каменисто, каменные заборы, холмы, коршуны, аисты, вяхири, кони, коровы и деревца, ровно подстриженные снизу этими самыми коровами. Некоторые коровы - странного сероватого окраса с огромными рогами, позже я узнала, что это особая местная порода моруча (прямые потомки дикого иберийского тура), мясо этих коров продаётся в магазинах отдельно от остальной говядины и значительно дороже.

Как-то незаметно мы приехали в Саламанку. Здесь на автовокзале меня встретила Ольга, мы спрятали чемодан в багажник её машины и отправились гулять по городу.

Саламанка мне понравилась. Очень красивый и спокойный город. Мы прошлись по узким улочкам, по старинному мосту через речку, забрались на крышу церкви, оттуда открывался шикарный вид на окрестности, посмотрели и послушали, как молодой парень играет довольно сложные мелодии на странном инструменте, похожем на помятый казан для плова. Зашли в бар в надежде перекусить, но из всего меню съедобным для меня оказался только апельсиновый сок, пришлось им и удовольствоваться.

Уже под вечер мы сели в раскалённую солнцем машину и поехали в городок Бехар, от Саламанки это еще 70 км. В доме Мигеля и Ольги меня познакомили с кучей приехавших на выходные родственников, выделили для проживания свободную комнату, показали сад, огород, живность и бассейн. У Мигеля и Ольги четверо детей, старшие уже живут отдельно. Также я познакомилась с лошадками - серым Хабо и гнедым Факиром. Хабо - просто огромный конь с широченной грудью, смесь андалуза с першероном, этакий тяжеловоз с испанской выправкой. Факир постройнее, похож на тракена. Кони пасутся неподалёку от дома в так называемой финке - это огороженное пастбище с небольшим сарайчиком. Финка принадлежит знакомому Мигеля, и он разрешает пасти там лошадей, так как своих животных у него нет, а траву должен же кто-то съедать.

Выпив чаю с дороги, я отправилась в постель и проспала очень долго и с хорошими снами.

День второй. Понедельник. 25 июля 2016 г. Проснулась около полудня. Наскоро перекусив, поехала с Ольгой в ближайший супермаркет затариваться провизией. Набрали продуктов на несколько дней вперёд, вот только хамон не купили - как мне объяснили, в этом магазине он не того качества.

Слегка опоздав к обеду, мы вызвали лёгкое недовольство остальных членов семьи. Оказывается, здесь обед и ужин - это святое. Обед в два часа, ужин в десять. К этому времени все должны сидеть за общим столом и есть. Время обеда для меня подходит отлично, а вот что я буду делать с такими поздними ужинами - пока не знаю. Не привыкла я есть по ночам. Придётся как-то приспосабливаться.

После обеда наступила сиеста. Здесь днём сильная жара, на солнцепёке трудиться невозможно, так что остаётся только расслабляться где-нибудь в тенёчке.

Ближе к вечеру мы с Ольгой сели на лошадей и проехались по ближайшим окрестностям часа полтора, возвратились, когда уже начинало темнеть. Я ехала на Хабо. Впервые мне довелось ехать на горном тяжеловозе - внедорожнике. Удивительное ощущение, когда семисоткилограммовая махина под тобой грациозно перепрыгивает с камушка на камушек, словно горная козочка. По некоторым россыпям камней я бы и пешком, наверное, не решилась идти, а кони проходили по ним с привычной легкостью. Вот что реально мешало, так это колючие ветки кустарников и деревьев, через которые иногда приходилось буквально продираться. Хорошо, что я приобрела привычку ездить в каске, хоть голова у меня защищена от веток и колючек. Но видеокамера постоянно за что-нибудь зацеплялась, и в конце концов пришлось от неё отказаться.

Хабо показал себя очень приятным конём, а вот с седлом я не сразу свыклась. Это местный тип седла вроде строевика, называется вакерос. У него необычные стремена - как подставки под всю ступню. С такими стременами довольно проблематично залезать и слезать с лошади. Здесь все ездят со шпорами, так что мне пришлось научиться надевать испанские шпоры с ремнём в два обхвата. Железо на уздечках тоже совершенно непривычное. Конная прогулка оставила очень приятное впечатление. Чувствую, увижу много интересного!

Ужин затянулся далеко за полночь, как я и боялась. Но хоть вставать завтра рано не надо, и то хорошо.

День третий. Вторник. 26 июля 2016 г. Сегодня с утра едем в Саламанку - досматривать достопримечательности и закупаться хамоном. В Саламанке прошлись по тем музеям, которые были закрыты в воскресенье, а затем поехали в магазин "Каррефур", где продаётся правильный хамон. Ещё купили несколько фумигаторов (для разных комнат), так как в прошлую ночь на нас напали комары и зверски покусали. Когда вернулись домой, немного поплавали в бассейне. Наконец, жара спала настолько, что можно выезжать верхом на прогулку.

Сегодня я еду на Факире, а на Хабо - Мигель. Мой скудный испанский постепенно становится пригодным для общения, так что с Мигелем мне вполне удаётся разговаривать. Он специально произносит фразы медленно, подбирает самые простые слова и тщательно их выговаривает. Я понимаю практически всё, что он рассказывает, а он очень любит свои родные места, хорошо знает их историю, а также местные растения и животных (в том числе латынь). Мигель умеет определять животных по их отходам жизнедеятельности, он показал мне экскременты лис, состоящие практически полностью из косточек и чёрной мякоти черешни. Оказывается, здесь лисы едят очень много вегетарианской пищи. И своими чёрными "ягодными" кучками обильно метят территорию. Тем самым, кстати, подкармливают и приманивают всяких мелких грызунов.

Мы отправились на один из окрестных холмов, проезжали по очень живописным местам, пробирались сквозь густые заросли дрока, сквозь стадо коров и быков, видели старинный камень с выдолбленными нишами для погребения в рост человека. Мне даже удалось увидеть генетту, она перебежала дорогу и легко перемахнула через каменный забор.

На хороших скакательных дорожках мы разгонялись галопом почти до 30 км в час, но в других местах приходилось подолгу шагать. Наши кони вежливо обнюхивались с другими конями, а также с ослами, которые, завидев нас, тотчас подбегали к забору поздороваться. Уже в сумерках мы забрели в какое-то озерцо, распугав гусей, уток, водяных курочек и их многочисленных птенцов. Кони с наслаждением били копытом, поднимая тучи брызг вместе с грязью и всякой беспозвоночной мелочью. Смеркалось. Над головой порхали огромные летучие мыши почти с голубя размером. До дома было ещё далеко.

Следующий час пути прошёл практически в полной темноте. Нельзя сказать, чтобы я ничего не видела - нет, я видела звёзды, светлячков и искры из-под подков. Иногда ещё видела как бледное пятно круп впереди идущей белой лошади. Всё, что мне оставалось делать, это отдать коню повод и вжаться поплотнее лицом в гриву, чтобы не остаться на какой-нибудь ветке с колючками. Судя по наклону седла и стуку подков по камням, мы проходили по каким-то ну очень горным тропам. И, наконец, благополучно добрались до дома. Кони отправились пастись в свою финку, а мы пошли ужинать и опять засиделись за полночь.

Посреди ночи меня разбудили комары, почему-то их не победил фумигатор. Оказалось, что надо не только воткнуть прибор в розетку, но ещё и нажать на нём кнопку выключателя. Остаток ночи прошёл более-менее нормально, но встать пришлось очень рано, так как по плану мы должны выехать верхом в 7 часов утра.

День четвёртый. Среда. 27 июля 2016 г. Совсем темно, а мы уже седлаемся. Выехали в четверть восьмого. Я сегодня на Хабо, Ольга на Факире. Хорошо едем, прохладно, красиво. Проезжаем тем же путём, по которому возвращались вчера в темноте, наша тропа оказалась и впрямь дикая, каменистая, крутая, вот только почему-то прямо посреди неё вдруг попадаются канализационные люки. Всюду цивилизация пролезла. Впрочем, в этих местах каких только цивилизаций не было. Вот каменная дорога с мильными столбами и мосты, построенные древними римлянами, вот крепость, построенная арабами-захватчиками, вот каменные заборы вокруг пастбищ, сложенные в средневековье. Вот идёт паломник по Камино-де-Сантьяго, он переночевал в альберге на краю деревни, впереди у него десятки километров до следующего пристанища.

Мы тоже сегодня движемся по жёлтым стрелкам, но только в противоположную сторону, на юг. Наш путь проходит вдоль реки, которая носит загадочное название "Тело Мужчины". Тропа то расширяется до состояния автодороги, то сужается на ширину одной лошади и проходит по краю высокого обрыва. Солнце поднимается всё выше, но мы надёжно укрыты от него густым пологом леса. Наконец, мы приехали в посёлок Монтемайор-дель-Рио, над ним возвышается изящный замок 14 века. Мы подъехали к нему, посмотрели, пофоткались и поехали дальше через посёлок, с трудом пробираясь по крутым улицам. В каждом посёлке устроены огромные каменные поилки для скота, заполненные свежей водой, здесь мы поим наших коней. Вообще вижу удивительно много аналогий с Раджастаном: общественные поилки в деревнях, пастбища с типичным обликом засушливой саванны, повсюду спокойные быки, коровы, ослики, лошади (правда, обычно за забором), у некоторых деревьев подчистую срезаны ветки на дрова, повсюду множество красивых птиц.

В то же время чувствуется какое-то запустение. Животных в общей сложности довольно мало, овец вообще практически нет, хотя раньше эти места славились своими шерстяными тканями. Многие пастбища заросли травой или даже уже деревьями. Многие дома и участки давно и безуспешно выставлены на продажу. Вот и реставрация замка как-то совсем вяло ведётся, и внутрь никого не пускают.

Насмотревшись на замок, мы доехали до края посёлка, оставили коней в финке, принадлежащей одному знакомому Мигеля, и вернулись домой на машине. Отдохнули, пообедали, ещё отдохнули и поехали обратно к нашим лошадям. Вот мы снова в седле. Дневная жара отступила, потянуло прохладным ветерком. Мы должны доехать до другой финки другого знакомого, где оставим коней ночевать. Путь наш лежит через гору, через перевал, по древней каменной дороге. Она построена четыре тысячи лет назад какой-то местной цивилизацией (возможно, тартессийцами) и с тех пор постоянно используется для перегона скота. Вообще я заметила, что чем древнее дорога, тем крупнее камни, из которых она сложена. Эта дорога выложена блоками чуть ли не до метра в длину, полметра в ширину. Кое-где на ней поставлены поилки, и добрые люди регулярно заполняют их водой. Так что для наших коней есть возможность утолить жажду.

Дорога очень крутая и трудная. Наверное, пешком бы я не взобралась в эту гору, но огромный и надёжный Хабо топает и топает вперёд и вверх. Солнце садится. Пейзаж вокруг нереально красивый. Дорога впечатляет невероятно, так и кажется, что выпадаешь из нашего времени и оказываешься неизвестно в каком. Здесь вообще удивительное смешение времён. Наконец, выходим на плоскую вершину горы, это огромные ровные голые камни, перемежающиеся травкой, густо заваленной коровьими лепёшками. И посреди этой дикой равнины, чуть ли не лунного пейзажа, мы с огромным изумлением увидели футбольные ворота. Кто играет на этом поле? Как они сюда добираются? Неизвестно.

Пройдя ещё немного по вершине горы (высота около 1000 м над уровнем моря), почти в полной темноте мы оказались в очередной финке очередных друзей Мигеля, где отпустили коней пастись и отдыхать. Хозяин этого пастбища - очень интересный человек, любит что-нибудь изобретать и строить. У него всё электричество - от солнечных батарей. Нас угостили сыром и вином. Домой приехали на машине.

День пятый. Четверг. 28 июля 2016 г. Сегодня у коней выходной, а мы с утра уже едем на машине, посещаем разные достопримечательности.

Сначала старинный монастырь на высокой горе Пенья-де-Франсия (1700 метров над уровнем моря). Перед самым монастырём у самой дороги мы увидели большое стадо диких пиренейских коз, точнее - козлов. Там было несколько десятков самцов самого разного размера и возраста, от бежево-седых с огромными рогами до совсем маленьких бурых козликов. Они отдыхали в тенёчке и не думали убегать. Только когда кто-то из нас чихнул, некоторые животные подскочили и отбежали на пару метров. Оставив в покое козлов, мы пошли смотреть монастырь. Впечатляющие постройки, толстые стены, святилище со старинной иконой. А ещё там есть большие солнечные часы - удивительно точные. Вид с горы вниз открывается очень красивый. Намного ниже кружились два грифа, мы видели их спины. Кстати, говорят, зимой сюда не добраться - дорогу заносит снегом.

Следующий пункт программы - посёлок Ла-Альберка, очень старый и красивый. У этого посёлка есть фишка: жители в начале лета все вместе покупают одного поросёнка. Он свободно ходит по улицам, и все его кормят и ласкают. А в середине января жители посёлка продают его с аукциона и съедают. Вообще же свиней здесь мне не удалось увидеть ни разу - возможно, их пригоняют с других пастбищ в местные леса осенью, когда созревают жёлуди на дубах. Дубы здесь двух видов - каменный и пробковый. А ещё здесь есть настоящие берёзы.

Едем дальше в посёлок Монсагро, где все дома сложены из камней, на которых рельефно выступают окаменелости палеозойского периода (возраст примерно 400 млн. лет). Учёные называют их Cruziana и утверждают, что это следы ползавших когда-то трилобитов. Ну не знаю, не знаю, больше похоже на переплетение каких-то корней. На стенах домов всё это смотрится очень эффектно.

Следующий пункт программы - наскальные рисунки возрастом 5-7 тыс лет. Снова кружимся по горному серпантину и приезжаем в долину речушки, вдоль которой проходит тропа к рисункам. Километра два идём в гору с небольшим наклоном, а потом ещё карабкаемся почти вертикально высоко вверх вдоль горы. Здесь над рекой нависает скала, и на ней множество красных и чёрных рисунков - козы, олени и ещё отпечатки рук живших здесь когда-то людей.

Затем мы спустились к реке у подножия скалы и нашли отличное место для купания в речке - настоящий природный аквапарк. Чистая, прозрачная, довольно тёплая вода в естественном бассейне с водопадиком. Здесь мы задержались на пару часов - плавали, ныряли, кормили рыбок и перекусывали сами сушками и бананами. На другой стороне реки мы видели пробегавшего по своим делам дикого кабана.

Было очень здорово, уходить не хотелось, но до темноты надо было посетить еще два примечательных посёлка. В одном из них, Могаррасе, на стенах домов развешаны огромные портреты людей, которые здесь жили много лет назад. Всего более трёхсот портретов. А в другом посёлке, Миранде, мы посмотрели старинную крепость. Тоже здорово. Кстати, здесь сразу несколько посёлков входят в первую десятку самых красивых деревень Испании. Домой вернулись совершенно обессиленные, но полные впечатлений.

День шестой. Пятница. 29 июля 2016 г. В семь утра на машине едем к нашим коням, седлаемся и направляемся домой. Утром ещё прохладно, на одном из пастбищ видели лису. В этих местах Ольга давно не бывала и не очень хорошо помнит дорогу, но наши кони уверенно сворачивают на нужные тропинки и вывозят нас прямо к дому. Сегодня рано наступила жара, последние километры проходим с трудом. Кони отправляются на отдых на пастбище, а мы едем на машине в Бехар, чтобы посетить местный музей искусства. На обратном пути заезжаем в супермаркет, набираем побольше фруктов. Перед обедом съедаем половинку дыни и полную миску отличной черешни. Обед как обычно проходит в гостиной за общим круглым столом, в тёплой обстановке.

После сиесты едем на машине высоко в горы над местным водохранилищем. Там на вершине горы совместными усилиями древних вулканов и не очень древних ледников созданы удивительные нагромождения гигантских валунов. Мы по ним забрались на самый верх, что было не так трудно, как показалось вначале при виде этих глыб. На обратном пути заехали в посёлок Канделарио, прогулялись по его улочкам и перекусили в баре. В этом посёлке своя фишка - перед каждой входной дверью поставлена дополнительная калитка особой формы. В старые времена эти калитки не давали заходить в дом коровам, быкам и прочему скоту, который перегоняли прямо по улицам. Мне показалось, что эти дверцы не очень удобны, но традиция есть традиция.

Домой возвратились уже в темноте и снова сели есть поздно вечером. Ольга замечательно готовит, её стол буквально ломится от яств. Меня здесь совершенно закармливают всякими вкусными блюдами, очень трудно себя сдерживать, чтобы не набрать снова с таким трудом сброшенные килограммы.

День седьмой. Суббота. 30 июля 2016 г. В восемь часов утра выезжаем из дома верхом. Сегодня я на Факире, Мигель на Хабо. Путь наш лежит ещё в одну живописную долину. Медленно, но верно продвигаемся вверх вдоль ручейка, протекающего между там и сям разбросанных глыб размером с дом. Наконец, мы добрались до сплошного забора из колючей проволоки, разделяющего земли соседних посёлков, дальше вперёд не пройти. Но Мигель решил подняться повыше в гору, чтобы получше обозреть живописные окрестности. Все тропинки закончились, а мы взбирались всё выше и выше по отвесному склону. Я старалась не думать, как мы будем спускаться обратно. Глянув вниз, я увидела ужас ужасный вместо тропы и запретила себе смотреть под ноги лошади, поэтому только вертела головой и смотрела по сторонам. К чести наших коней и вверх, и вниз они прошли без особых проблем, я только старалась поменьше мешать Факиру своим центром тяжести.

Выбравшись из долины, мы подъехали к поилкам на краю посёлка, но кони пили на удивление мало. Здесь нас встретила Ольга, и мы все поменялись транспортными средствами - я села на Хабо, Ольга на Факира, а Мигель пересел в машину. Едем дальше. Солнце уже довольно высоко, и становится жарко. Заехали в местный конно-спортивный клуб в Навакарросе, здесь дали нашим лошадкам отдохнуть полчаса и поехали дальше, на окраину посёлка Ла-Ойя. Вот и конечный пункт сегодняшнего перехода - финка, на которой живут два коня - серый Пердигон (почти лузитано) и гнедой Курро (тоже напоминающий лузитано), они давно дружат с Хабо и Факиром. Рассёдлываем своих усталых работяг и отпускаем. И тут наши кони начинают носиться вместе с приятелями, как жеребята. Никакого намёка на усталость! Ну, пускай активно отдыхают, а мы поехали домой обедать.

После обеда, вздемнув пару часов, мы поехали на машине в Бехар. Там сначала пошли в "Камеру Оскуру". Это классная достопримечательность: в башне старинного здания над крышей установлено зеркало и огромная линза, а внизу внутри помещения стоит белый вогнутый экран, на который проецируется вид всех окрестностей в огромном увеличении. Даже можно рассмотреть наш дом, хотя до него несколько километров. Мне очень понравилось!

Затем мы сходили в музей какого-то знаменитого местного художника-анималиста. Тоже довольно интересно. Ну и последним пунктом было посещение бехарской арены для корриды - самой древней арены в Испании, да и во всём мире. При первом же взгляде на трибуны этого ристалища сразу начинаешь предполагать, что это сооружение было построено как минимум при римлянах и только позже приспособлено для корриды. Часть трибун реально очень древняя.

Вечером поднялся сильный ветер, заметно похолодало. Дальние горы плохо видно - всё затянуто розоватой дымкой. Говорят, это песок из Сахары сюда залетает.

День восьмой. Воскресенье. 31 июля 2016 г. Утро сегодня довольно холодное, всего 17 градусов тепла. В восемь часов мы уже верхом выезжаем с финки, где кони ночевали, в новый поход. Теперь нас трое: Ольга сегодня верхом на Курро - гнедом мерине с гордо изогнутой шеей и коротко подстриженным хвостом. Сначала мы проехались по Ла-Ойе. Этот посёлок расположен ближе всех других по отношению к местному горнолыжному курорту, и зимой здесь многие дома сдаются спортсменам. В глаза бросаются объявления о прокате лыж. Кстати, здесь неподалёку на горе есть ложбинка, и в ней до сих пор лежит снег, что весьма странно при нынешней тридцатиградусной жаре. Мы любуемся этим белым пятном прямо со своего двора.

Проезжаем следующую деревеньку под названием Нейла. В ней есть удивительная достопримечательность - церквушка, построенная на нескольких громадных каменных глыбах. Впечатляет.

Едем дальше прямо по шоссе и оказываемся в большом тенистом парке. Привязываем коней у ограды и идём смотреть старинную церковь. Она построена поверх разрушенного языческого храма неизвестного возраста, рядом - источник святой воды (вытекает прямо из-под церкви), и здесь же - сравнительно небольшая арена для боя быков. Тоже очень древняя.

Вновь садимся верхом и едем обратно. В ближайшей деревне паркуем лошадей около бара, наскоро перекусываем и едем обратно в Ла-Ойю, в финку. Там нас радостным ржанием встречает заскучавший в одиночестве Пердигон. Рассёдлываем наших работяг и отпускаем пастись. А сами едем в Бехар - надо успеть в музей текстиля, пока он не закрылся. В музее мы оказались единственными посетителями, и смотритель с удовольствием рассказал о производстве тканей, даже включил для нас некоторые станки (ну и грохот же стоял здесь, когда они все работали!). Очень интересно, я вообще люблю про всякие технологии узнавать что-то новое. Кстати, узнала, что красителей цвета хаки не существует, и чтобы производить для военной формы ткань цвета хаки, приходится шерсть отдельно красить в три разных цвета - голубой, коричневый и жёлтый. Из смешанного трёхцветного волокна получаются нитки нужной окраски.

После музея идём в заброшенный тоннель. В Бехаре есть такая достопримечательность - железнодорожный тоннель под всем городом. Ни поездов, ни рельсов, ни шпал давно нет, только тёмное холодное изогнутое пространство с камнями под ногами и капающей отовсюду водой. Мужественно проходим по всему туннелю, подсвечивая путь мобильным телефоном. Наконец, выходим - солнечный свет, жара, мошкара, колючки. Скорее домой отдыхать.

После обеда и сиесты отправляемся в Бехар гулять по крепостной стене, построенной ещё арабскими захватчиками лет этак тысячу назад. Некоторые участки стены достаточно хорошо сохранились, некоторые сейчас реставрируют. Красоты со стены открываются замечательные, и наш дворик тоже видно. Солнце садится и освещает всё жёлтым и розовым. Пора и нам домой.

День девятый. Понедельник. 01 августа 2016 г. В восемь утра мы уже на конях. Наш отряд увеличился до четырёх всадников - сегодня с нами едет Пердигон со своим хозяином. Они собираются показать нам какие-то особенные тропы. Тропы и впрямь оказались непростыми. В одном месте наш путь проходил по древнему мостику шириной в метр, без намёка на ограждение, и под ним глубоченное ущелье. Неловкий шаг в сторону, и лететь пришлось бы очень долго. Вообще-то я уже привыкла здесь к высоченным обрывам. По сравнению с ними овраг в колтушском лесу, по краю которого я всегда проезжала с замиранием сердца, теперь кажется кошачьим лотком. В другом месте пришлось спешиться, так как по узкому крутому склону под низкими ветвями деревьев ехать верхом было невозможно.

Я сперва повела Факира в поводу, но он в прямом смысле наступал мне на пятки. Тогда я накинула ему повод на шею и отпустила. Факир радостно пошёл за другими лошадьми, только иногда оглядывался и смотрел, как я плетусь сзади. Если бы я с ним была в более доверительных отношениях, то ухватилась бы за кончик хвоста - пусть тащит. Но я не знала, как конь к этому отнесётся, и не стала рисковать. На вершине горы мои спутники обнаружили коня без меня и забеспокоились, но тут уж и я выползла наверх. Привязав коней к растущим у обочины дороги сосенкам, мы полезли ещё выше по крутым скалам к местному ручейку. Мужчины даже искупались в нём. Мигель рассказал, что весной в этом ручье он видел пиренейскую выхухоль - редчайшего эндемика. Значит, этот зверёк реально существует, а то в последнее время я стала в этом сомневаться.

Спустившись со скал к нашим коням, мы обнаружили, что Факир свободно пасётся, волоча за собой выдранное с корнями дерево. Кое-как прикопав сосенку обратно, мы поехали дальше и оказались в посёлке Канделарио, сюда мы уже приезжали как-то на машине. Припарковав коней на огромной стоянке для машин, идём в бар и охлаждаемся апельсиновым соком. Отдохнув, пускаемся в обратный путь. Довольно долго приходится ехать рысью по асфальтовой дороге, но после всех этих камней асфальт оказывается очень удобным, и кони бегут по нему с удовольствием.

Вот и наша финка. Рассёдлываем и отпускаем коней - они с наслаждением валяются на земле, а потом подходят за угощением - кусками коровьего комбикорма. Здесь специально для использования на пастбищах делают комбикорм в виде брусочков чуть крупнее школьного мела. Такой крупный комбикорм можно класть прямо на траву, и он в ней не теряется. Отдыхайте и жуйте травку, наши кони, мы тоже едем обедать и отдыхать.

После обеда мы отправились пешком гулять вдоль речки вниз по течению. Вдоль берега стоят длинные обветшавшие здания - ещё лет двадцать назад это были процветающие ткацкие фабрики, а теперь большинство из них заброшено, внутри пустота и летучие мыши. Река то бурлит водопадами, то плоско растекается перед многочисленными невысокими дамбами. Вода кристально чистая, а когда фабрики работали, то она была всех цветов радуги и с ужасным запахом. Вновь убеждаюсь, что любой кризис производства в человеческих цивилизациях только на пользу природе. С заходом солнца вернулись домой.

Поздно вечером, когда мы неспешно ужинали, совсем рядом с нами затянула свою грустную песню сова-сплюшка. Мне тоже грустно, ведь скоро придётся покинуть эти замечательные места.

День десятый. Вторник. 02 августа 2016 г. Как обычно с рассветом выезжаем верхом из финки. Сегодня мы только втроём - наш вчерашний спутник занят, и на Пердигоне едет Ольга. Курро, оставшийся на пастбище один, провожает нас громким обиженным ржанием. Мы поехали по очередной горной тропе, но в ней было довольно много участков не столько каменистых, сколько глинистых. Дожди промыли в тропе узкую канаву посередине, так что идти не очень удобно. Хотя некоторые участки дороги очень хороши - ровные, без крупных камней, по ним мы скачем галопом. Если путь проходит по асфальтовой дороге - едем рысью. От таких каменистых твёрдых дорог да крутых горных троп любой из знакомых мне питерских коней захромал бы через пару километров, а на местных конях мы уже много дней так едем, по 15-20 км в день, и чувствуют они себя отлично. Железные лошади! Правда, в самый первый день Хабо стал жаловаться на одну ногу, но оказалось, что у него раскололась подкова, правая половинка отвалилась, а левая осталась на ноге, не давая ровно поставить копыто. Приехал кузнец, перековал коней, и дальше всё было в порядке.

Мы посетили деревни Сан-Бартоломео и Беседас. В первой - самая лучшая вода в округе, во второй - огромная красивая церковь. Припарковали коней на центральной площади и зашли, как обычно, в кафе. Такие небольшие остановки для отдыха очень приятны.

Обратно кое-где приходится выбирать другой путь, так как по некоторым тропам можно идти только вверх, настолько они сложные. Вот и финка, нас встречает радостным ржанием измученный одиночеством Курро. Сегодня был последний день моего конного путешествия, завтра улетаю домой. Спасибо, лошадки, за доставленную радость, не знаю, увижу ли вас ещё когда-нибудь.

Обед как всегда, очень вкусный. Кстати, я здесь съела столько хамона, сколько за всю жизнь не съедала. После обеда отправляемся смотреть на огромный кедр. Этот вид деревьев - кедр атласский - родом из Марокко, как он здесь оказался - загадка. Никто толком не знает, когда и кто его посадил. Других таких поблизости нет. Считается, что этому дереву около 150 лет. Я бы сказала, что оно гораздо старше - на вид ему лет этак 500, однако садоводы утверждают, что кедры растут быстро и потому весьма востребованы в декоративном садоводстве. Ну, может быть, не знаю, я не ботаник.

От кедра до Бехара мы дошли пешеходной тропой вдоль склона горы и оказались рядом с кафе, где продают всякие сладкие вкусности. Мне очень понравилось миндальное печенье из песочного теста - нежное, прямо тает во рту. Вечером у меня был последний полуночный ужин в Бехаре, как обычно, очень вкусный. А завтра можно, наконец, поспать вволю.

День одиннадцатый. Среда. 03 августа 2016 г. Утром собиралась поспать подольше, но организм привычно проснулся затемно. Повалялась немного, но поняла, что уже не заснуть. Ну, буду неспешно укладывать вещи в чемодан. Мигель раздал по вайфаю Интернет со своего телефона, и я зарегистрировалась на оба самолётных рейса. Билет на автобус от Саламанки до Мадрида у меня тоже есть - кстати, он значительно дешевле, чем от Мадрида до Саламанки, вероятно, потому что я сразу покупала туда и обратно.

Пообедав чуть раньше обычного, едем в Саламанку и добираемся до неё примерно за час. По пути на автовокзал заезжаем в местный "Декатлон". Здесь в отделе конного спорта кроме обычных трензелей продаётся местное испанское железо, смысл которого мне не дано понять. Здесь можно купить и испанские шпоры со звёздочками, и коричневые кожаные сапоги местного пошива, а я покупаю симпатичную подвеску на лоб лошади для отмахивания от мух.

После "Декатлона" едем на автовокзал, здесь я прощаюсь с моими замечательными друзьями, загружаюсь в автобус и отбываю в Мадрид, а затем и домой. Вот и родной город, в меру тёплый и солнечный. Можно отдохнуть и набраться сил и средств для новых путешествий. Ну и хорошо было бы когда-нибудь снова съездить в Бехар - наверняка там осталось ещё много всего интересного!

Часть 2. СПб - Саламанка — СПб

На страницах ЖЖ я рассказывала о своём конном путешествии по Испании, в Бехаре. А вот путевые заметки о самой дороге Санкт-Петербург - Саламанка - Санкт-Петербург остались за кадром - текст оказался слишком большой, ЖЖ воспротивился, и пришлось многое убрать и сократить. И теперь я решила восполнить этот пробел в отчёте о путешествии.

Туда. Хотя решение о поездке я приняла всего за месяц до вылета, летом, в самую горячую пору, но в Аэрофлоте всё-таки нашлось не очень дорогое предложение, правда, с пересадкой в Шереметьево и долгим ожиданием второго рейса. Билет на самолёт взяла от Москвы до Мадрида обычный, а вот от Питера до Москвы - в бизнес-классе. Решила себя побаловать! Конечно, за деньги мне такой билет было бы не купить, слишком дорого, но у меня накопилось много бонусных баллов, я их использовала, и в результате билет получился вполне доступным по цене. Ну что же, это будет мой первый опыт перелётов в бизнес-классе.

Кстати, в этот раз приобретение билетов тоже стало для меня новым опытом - обычно я покупаю билеты через Интернет, но вдали от города оказалась слишком плохая связь, и у меня ничего не получалось. Тогда я позвонила по мобильнику в Аэрофлот, и весь процесс покупки и оплаты билетов прошёл прямо по телефону. Чудеса!

К моменту регистрации на рейсы я уже вернулась из лесов-полей в Питер, так что с Интернетом проблем не было, но меня удивило, что кроме посадочного распечатался ещё какой-то дополнительный талон. Позже выяснилось, что это пропуск в зал ожидания для пассажиров бизнес-класса.

В аэропорту я сдала багаж и отправилась прямиком в "бизнес-лаунж". Интересное местечко, интересные обитатели. Есть мягкие кресла, кофе-машина и розетки возле каждого столика. Далеко вглубь я не заходила, там наверняка есть, где поесть, но мне пока не хотелось. Часик до рейса посидела с комфортом, побродила по просторам всемирной паутины. К сожалению при всём пафосе бизнес-зала вайфай здесь оказался никудышным, пришлось переключиться обратно на мобильный Интернет от Мегафона.

Приглашают на посадку. Заметила, что многие бизнес-пассажиры не спешат в самолёт, тянут до последнего. Но мне привычнее грузиться со всеми, так что на своём кресле у окна я оказалась раньше всех. И очень удачно рядом никто не сел. Кресло широкое, довольно удобное, ногам просторно, но смутило, что нет столика, а только какая-то подставка для стакана на подлокотнике. На эту подставку мне тотчас же поставили бокал с соком (а можно было взять и что-то алкогольное). Предложили меню, я заказала торт - "Наполеон", это было единственное, что я смогла опознать по названию в списке блюд. Но на поверку торт оказался чем-то полужидким (хотя и вкусным) в глубокой мисочке. К торту прилагалась шоколадка, очень красивая, вся в блёстках, даже жалко было есть. Но есть уже хотелось, так что на память оставила лишь обёртку. Кстати, оказалось, что столик всё же имеется - он спрятан в подлокотнике. Ни достать, ни убрать его самостоятельно я не сумела - на помощь пришла стюардесса. В общем, мне понравилось, жалко только полёт был коротким, всего час я наслаждалась богатой жизнью. А ещё порадовало, что чемодан мой выехал на раздачу самым первым!

На этом богатая жизнь закончилась, и началась экономическая. Уже наступила ночь, в Шереметьево затишье. В зону отлёта через паспортный контроль я успела пройти как раз перед тем, как все пограничники ушли на ночной перерыв, и оказалась в практически безлюдном зале. Самолёт на Мадрид только через 6 часов, надо как-то устроиться на ночь. Побродив по залам, нашла сиденья с выломанными ручками - на них можно было лечь, что я и сделала, подложив сумку под голову и укутавшись предусмотрительно взятым пледом (после поездок в Индию всегда беру с собой плед в дорогу, очень помогает). Кажется, мне даже удалось поспать.

В аэропорту было довольно холодно, к утру я основательно замёрзла, но спаслась горячим какао из автомата и питерскими сочнями. Что порадовало в Шереметьево - отличный бесплатный вайфай.

Наконец, садимся в самолёт, летим. В последнее время на внутренних рейсах Аэрофлот совсем перестал кормить пассажиров приличной пищей, я боялась, что и здесь так же будет. Но на длинных международных рейсах горячая еда сохранилась, так что я подогрелась не только чаем, но и омлетом-фритадо (что-то в нём было запечено розовое и зелёное).

Кондиционер в самолёте то обливал холодом, то подогревал, но чаще всё-таки холодил. Пришлось извлечь из сумки верную походную шляпу, пуховую безрукавку и укутаться пледом. Вид как у чучела, зато тепло и не дует. Часть пути я продремала, часть посвятила повторению неправильных испанских глаголов - почти три года без практики, язык подзабылся основательно. Ступив на испанскую землю, я твёрдо решила говорить только по-испански, начав с пограничника, но он ни о чём не спросил, только пролистал мой паспорт, где с трудом нашёл свободное место для штампика. Этак скоро паспорт менять придётся раньше времени. Или второй завести.

В аэропорту Мадрида ужасно долго ждали выгрузки багажа. На ленте грустно кружились несколько чемоданов с предыдущего рейса. Я подумала, что их хозяева отчаялись дождаться своего багажа, плюнули и уехали без него. А может быть, эти чемоданы должны были прилететь совсем не в Мадрид, и теперь хозяева мечутся, ищут их где-нибудь в Акапулько.

До автобуса оставалось еще почти два часа, их я провела в аэропортовском кафе "Mahoudrid", неспешно пожёвывая бутерброд с хамоном, закусывая питерским яблоком и попивая безвкусный чёрный чай.

Теперь надо найти, где останавливается мой автобус. Обратилась на стойку информации. Девушка махнула рукой в неопределённом направлении, большего добиться не удалось. Расспросила народ на улице и в конце концов нашла парковку с автобусом, приметы которого совпадали с тем, что написано на билете (билет купила еще дома через Интернет). Загрузились, поехали. Автобус комфортабельный, перед каждым пассажиром - персональный монитор с фильмами и играми как в самолётах. Я выбрала "Люди в чёрном - 3" на испанском и около часа его смотрела. Но потом всё зависло (у других пассажиров тоже), так что дальше я любовалась видами за окном. В Саламанке меня встретила Ольга, и она же привезла меня сюда через полторы недели, когда пришло время возвращаться домой.

Обратно. Снова загружаюсь в автобус, пытаюсь снова продолжить просмотр "Люди в чёрном", но всё зависает уже через полчаса. Так что снова любуюсь окрестностями и вскорости прибываю в Мадрид, точнее в аэропорт Барахас, терминал 1. В аэропорту нахожу тихий угол в самом конце зала отправления и устраиваюсь ждать регистрации на рейс, чтобы сдать свой багаж (регистрацию прошла ещё утром через Интернет). Рядом со мной дремлет на сумках и чемоданах усталая группа путешественников из Южной Америки - их можно опознать по термосам и кружкам с чаем-мате, который они непрерывно потягивают через специальные трубочки. С другой стороны - колоритная афроафриканка с гривой толстых косичек и немыслимой для одного человека кучей багажа. Вот и русская молодая пара, сразу опознала их по лицам и убедилась в своей правоте, услышав речь.

Время идёт, уже хочется есть. Хорошо, что Ольга заставила меня взять с собой пару йогуртов и сладких булочек - они оказались весьма кстати. Наконец, началось шевеление у стоек Аэрофлота. К стойке регистрации выстроилась огромная очередь, а у стойки сдачи багажа - свободно. Подхожу, сдаю свой чемодан, и тут вдруг местный принтер наотрез оказывается печатать квитанцию. Обратились за помощью на соседнюю стойку - и там тоже не получилось. Ещё на следующую стойку - и только там с третьей попытки мне напечатали квитанцию и забрали чемодан. Можно, наконец, идти на посадку. В сумке оставалась немного не допитая бутылка с водой, и суровая контролёрша даже не разрешила мне её допить - отобрала совсем. Ну и ладно, там уже совсем мало воды было, от жажды не умру.

Паспортный контроль, накопитель, самолёт, соседи - та самая молодая пара, надо же, какое совпадение, затем очень вкусная и обильная еда (Аэрофлот прощён), дремота под мерный гул двигателей, аэропорт Шереметьево, паспортный контроль, выдача багажа, снова к стойкам, чтобы багаж сдать. По привычке встаю в общую очередь и вдруг вспоминаю, что в Питер лечу в бизнес-классе! Ищу спец-стойки и нахожу их в самом дальнем углу. Сдав чемодан, отправляюсь в бизнес-зал "Классика" на четвёртом этаже.

По сравнению с полупустым вип-залом в Пулково здесь очень даже оживлённо. Вайфай нормальный, можно выложить последние фотки. Исследую многочисленные буфеты самообслуживания, везде разный набор вкусностей. Глаза разбегаются, хочется попробовать всё и сразу. Из разных буфетов притащила к себе на столик печеньки, фруктовый салат, бутылку с газировкой, кофе из молотых зёрен и чай из пакетика. Завтракаю неспешно, до вылета больше часа.

Сижу прямо перед информационным табло, посматриваю на него, рейса на Санкт-Петербург ещё нет. Но вот объявляют, что посадка на мой рейс заканчивается (а на табло об этом ни слова!), тороплюсь к выходу, а выход оказался довольно далеко, пришлось прибавить шаг.

Уф-ф, наконец, я в самолёте. Уже опытным взглядом просматриваю меню и выбираю гурьевскую кашу. Интересно, какой будет каша, если в прошлый раз торт Наполеон оказался жидким? Каша оказалась сырникообразной запеканкой! Внутри были какие-то разноцветные кусочки не то абрикоса, не то репы, по вкусу я не поняла. А ещё дали йогурт в баночке совсем кислый. Кстати, сахара не дали (а в эконом-классе всегда дают). И ещё почему-то мне не принесли горячую влажную тряпочную салфетку (а в прошлый раз приносили!), хотя я видела, как их давали другим пассажирам.

Возможно, здесь в ходу секретное кодовое телодвижение, которым опытные бизнес-пассажиры обозначают свою потребность в салфетке. Я попросила салфетку словами, и мне дали обычную бумажную. А в эконом-классе дают влажные! Какая несправедливость! Ну да ладно, это не самое ужасное в этом мире. Не успела я насладиться своим бизнес-статусом, как самолёт пошёл на посадку. Мы, бизнес-пассажиры, первыми выходим из самолёта, и чемоданы наши тоже выезжают первыми.

Вот и родной город, можно отдохнуть и набраться сил и средств для новых путешествий. Следующий полёт — в конце сентября на Кавказ, надеюсь, будет, о чём рассказать.

Вернуться к началу рассказа

На страницу путевых заметок

На главную страницу