Дюссельдорф-Дормаген-Кёльн-Эссен.

Конный пробег в Дормагене

В апреле 2019 года мне довелось потрудиться шеф-стюардом на международных спортивных соревнованиях по конным пробегам в Германии. До этого я дважды была в судейской бригаде на пробегах в Эстонии, ну и много раз дома. Теперь появилась возможность расширить горизонты судейской практики. В прошлом году на курсах в Румынии я познакомилась с Барбель, судьёй из Германии, из Эссена, и вскоре пригласила её на соревнования в Россию. Теперь она пригласила меня в Германию, в небольшой городок Дормаген, расположенный между Дюссельдорфом и Кёльном.

05.04.2019. Я прилетела в Дюссельдорф утром в пятницу прямым рейсом из Питера, из вещей только ручная кладь - небольшой рюкзак, с успехом опробованный в недавней поездке на судейские курсы во Францию. Весь полёт повторяла немецкий язык, в первую очередь глаголы и наречия. Хотя перед поездкой я несколько раз позанималась с репетитором, чтобы оживить речевые навыки, но словарный запас, конечно, оскудел от редкого использования. Ну ничего, при погружении в среду какие-то слова вспомнятся сами. При подлёте к городу обратила внимание на большую реку - это оказался Рейн. После посадки командир самолёта сказал, что разница во времени - 2 часа, я поверила и перевела часы. Это оказалось ошибкой, но об этом позже. На пограничном контроле меня попросили показать обратный билет, он был на русском языке, и полицейский долго вертел его в руках, пытаясь понять, что в нём написано. Рядом сидел, по-видимому, стажёр, полицейский показывал ему мой паспорт и объяснял, что виза финская, но поездок в Финляндию много, и значит всё в порядке. Так что не только финны учитывают количество поездок по своей шенгенской визе. Кстати, в отличие от финской границы, где прикладываешь к сканеру только один палец, здесь пришлось прикладывать сразу четыре.

Барбель встретила меня в аэропорту, мы немного поблуждали по лабиринтам парковки с замысловатым порядком нумерации мест, пока нашли её машину. Это десятилетний Фольксваген с механической коробкой передач, весь заполненный конской амуницией, потными потниками, унавоженными ботинками, щедро усыпанный опилками, шерстью и густо напитанный конским духом. Сев в него, сразу почувствовала себя как дома. У машины есть встроенный навигатор, но он не знает, что за десять лет одни дороги закрылись, а другие построились, поэтому периодически заводит нас в тупик или с тревогой сообщает, что мы едем в чистом поле. При помощи задумчивого навигатора мы преодолели выезд из аэропорта и выбрались, наконец, на дорогу. Немножко покатались по Дюссельдорфу, но из окна машины никаких особых достопримечательностей я не заметила, кроме огромной "Рейнской башни" (говорят, с неё можно в хорошую погоду увидеть Кёльн), ну и самого Рейна с размашистыми мостами.

Выехав из города, первым делом мы отправились на место проведения завтрашних пробегов - "боевое поле" на языке конников. Каждое новое место спортивных соревнований приносит новые впечатления и опыт, Дормаген не стал исключением. Большая территория между полями со спаржей, которой эта местность знаменита, и лесом занята несколькими открытыми манежами разного размера и с разным покрытием - или зелёный дёрн с мелкими цветочками, или буроватый песок, или дорогущий светлый "еврогрунт" (кварцевый песок вперемешку с мелкими тряпочками). Манежи окружены земляными валами, сплошь изрытыми кроликами, грызунами и барсуками. Для размещения лошадей денники не предусмотрены - ни постоянные, ни временные, но есть несколько загонов (паддоков) с электропастухами, а для лазарета и допинг-контроля установлен большой навес, под которым свободно можно припарковать паровоз.

Зона ветконтроля - на большом песчаном манеже. Дорожки разделены пластиковыми цепями, лежащими на земле. В конце каждой дорожки поставлен конус, его надо обходить при развороте. Для ветврачей и судей приготовлен тент и стол со скамейкой, в зоне отдыха тоже тент, а также множество раскладных скамеек и столов, большой поддон для костра (к нему прилагалось много дров) и гриль. Вагончик для секретаря оборудован оргтехникой, кофемашиной и холодильником, набитым пивом, колой и фантой. Парковка на обширном травяном пространстве, здесь же несколько туалетных кабинок.

Больше всего поразил умывальник посреди поля, он не только с холодной, но и с горячей водой - проточный электронагреватель выдаёт практически кипяток, пригодный для заварки чая. Вот она цивилизация! Но зато на ветконтроле умывальник вообще не предусмотрен, и на мой наивный вопрос ветеринарам, а как же вы моете руки, было отвечено дружным смехом и словом "никак". Оказывается, на европейских пробегах не принято оснащать ветконтроль умывальником. В лучшем случае бывает какая-то водопойная бочка для лошадей поблизости. Ну вот, пожалуйста, опять средние века без бани, придется внедрять российские традиции мытья рук. Раздобыла какой-то бак для воды с краником, стащила из офисного вагончика полотенце и мыло, соорудила полноценную умывальню на ветгейте и заслужила вполне искреннюю благодарность от ветврачей. Теперь чуть ли не каждый раз, собираясь помыть руки, они радостно кричали мне: "Ольга! Спасибо!" и махали руками. А я отвечала им: "Рашен традишен!", пусть знают наших. Кстати, если уж на то пошло, то и саму ветеринарную службу в международной федерации конного спорта придумали и внедрили наши люди, конкретно Бобылёв Игорь Фёдорович в 1956 году.

Проверив, как идёт подготовка на боевом поле, мы с Барбель поехали делать разметку "крю-поинтов" - пунктов разрешённой помощи на трассе, где каждая команда поддержки может "грумить", то есть, поить, кормить, охлаждать лошадей и всадников, что-то подправлять и заменять в амуниции, одежде, подковах и т.п. Мы проехались по всем пяти крю-поинтам, так что мне удалось посмотреть и оценить трассу пробега. Часть пути проходит по краю спаржевых полей, покрытых, словно снегом, белой плёнкой, часть - по просёлочным дорогам, часть - по специально оборудованной конной тропе в лесу. В этой местности очень много коневладельцев, и все они хотят ездить верхом по окрестностям. Поэтому местные власти собирают с них небольшую плату (около 60 евро в год с головы) и на эти деньги оборудуют специальные всесезонные трассы для верховой езды с разметкой и даже со специальными светофорами для перехода шоссе. Одна такая конная тропа сделана на месте бывшей железной дороги - прямая, ровная, без пересечений с автодорогами, скачи, как хочешь, просто сказка. Она тоже входит в маршрут пробега. Почва везде песчаная (поэтому и спаржа хорошо растёт), но кое-где и каменистая. Переходы по твёрдым дорогам, на мой взгляд, длинноваты, но во многих других местах в Европе вообще сплошной асфальт и булыжники.

Кстати, на нынешней трассе есть несколько переходов через автомобильное шоссе (без светофоров). Я спросила, будут ли стоять на переходах контролёры, чтобы обеспечивать безопасность. Ответ Барбель меня удивил и заставил призадуматься: контролёров на переходы не ставят специально. Если что-то случится на дороге с всадником в присутствии контролёра, то виноват будет оргкомитет, а если без контролёра, то виноват будет только сам всадник. Интересно всё у них здесь.

Барбель решила показать мне одну из местных достопримечательностей - угольный разрез. Через несколько километров мы оказались на краю огромного котлована, из которого добывают бурый уголь. На вид больше похоже на песчаный карьер, угля не так уж много. Бурый уголь используют как топливо для получения электричества, но это рентабельно только тогда, когда его не надо далеко возить. Поэтому рядом построены монструозные электростанции с оригинальной архитектурой. Для того, чтобы раскопать эту яму, целые посёлки были перевезены на другие места. Впрочем, яма не очень глубокая и по краю уже начала зарастать травой и лесом. Лет через сто от неё и следа не останется, но пока здесь над горизонтом возвышаются огромные экскаваторы. А вот грузовики не такие уж и большие - ни в какое сравнение не идут с Белазами на угольных разрезах Кемеровской области.

Налюбовавшись на техногенный пейзаж, мы поехали искать место ночлега, забронированное организаторами, это оказался хостел в старинном католическом монастыре Кнехтштеден (Kloster Knechtsteden). Комната на двоих вполне просторная, тёплая, кровати удобные, на этаже есть несколько туалетов, душ и гостиная с телевизором. Вот только в столовую мы не попадали по времени. Пришлось посетить ближайший супермаркет и запастись какой-то едой на ужин и на завтрак. Проходя мимо въезда на боевое поле мы с изумлением обнаружили, что поверх большого плаката с указанием конноспортивного клуба какие-то люди натягивают потрёпанный баннер невнятного содержания. Это безобразие! Как спортсмены узнают, что это въезд на парковку пробега, если главный опознавательный знак закрыт? Барбель срочно позвонила организаторам, те примчались разбираться. Оказалось, что именно здесь и именно этой ночью будут снимать фильм. Вот так - никогда не знаешь, какие события вдруг могут вмешаться в ход соревнований. Киношники всё вокруг позакрывали своими декорациями, но клялись и божились, что сразу после полуночи закончат съёмки и всё уберут. Ну-ну.

06.04.2019. Утром я спокойно собираюсь, наполовину умыта-одета, и вдруг Барбель говорит - пора выезжать. Оказалось, что разница между местным временем и Питером не два часа, а один. Так что из-за моей ошибки (а точнее, ошибки командира самолёта) мы выехали почти на 20 минут позже. Но очень скоро выяснилось, что мы напрасно спешили - дорога была перекрыта киношниками, и мы ещё какое-то время сидели в машине и ждали, пока её откроют. Конечно, съёмки не завершились сразу после полуночи, а затянулись до утра. Мы накинулись на киношников, чтобы они срочно убрали свой плакат, что и было сделано после недолгих препирательств. Уфф, можно начинать ветеринарную инспекцию. Впрочем, и здесь можно было не спешить. Организаторы тоже забыли про переход на летнее время и составили расписание, не подумав, что в 6 часов утра будет ещё темно. Так что и мы, судьи, и ветврачи ещё успели спокойно попить кофе с печеньками, пока стало достаточно светло, и спортсмены со своими конями потянулись на ветконтроль.

Народу немного - всего одиннадцать участников. Организаторы надеялись, что будет 20-30 пробежников, и были очень огорчены малым числом заявившихся. Но через неделю здесь же будут проходить национальные пробеги, на них ожидается около сотни участников, так что расходы на нынешний турнир будут покрыты сборами со следующего. Вообще, национальные пробежные правила в Германии сильно отличаются от международных. Здесь бывают пробеги сразу и для верховых лошадей, и для упряжек (особенно они популярны среди владельцев пони). Специальных судей нет, их работу выполняют организаторы и волонтёры. Организаторы сами решают - требовать или нет для лошадей ветсправки, вакцинации, паспорта и пр. Медсправки тоже не требуются. Так что всё упрощено до предела - только приезжай, плати и соревнуйся.

На нынешних международных соревнованиях судейская бригада состоит из главного судьи Рональда (мужчина средних лет из Голладии), технического делегата (Барбель) и шеф-стюарда (я). На старт-финиш записывать время посадили местного коваля, на вход на ветконтроль - одного из зрителей. Ассистентами на ветконтроле трудились супруги итальянского и голландского ветврачей, они вместе приехали на эти соревнования и рады были чем-то заняться. Лечащий ветеринар Кристиан осмотрел и одобрил своё рабочее место. Все необходимые медикаменты и инструменты он привёз с собой в специально оборудованной машине. Такой мобильный ветеринарный лазарет. Кстати, с Кристианом я уже давно знакома - когда-то вместе работали на соревнованиях во Владимирской области.

Наконец, старт, спортсмены уехали на трассу часа на полтора, теперь можно отдохнуть, позавтракать. Ан нет, не всем удаётся отдохнуть. Буквально через четверть часа после старта сообщают, что одна лошадь упала на асфальте вместе со всадником, и их скоро привезут в наш лазарет. Так что лечащему ветврачу уже готова работёнка. У лошади оказалась сильно содрана кожа на ноге, но Кристиан сказал, что рана не опасная и скоро заживёт. Всадник тоже вполне жив-здоров. Ладно, выдохнем.

Пока ждём остальных, хожу, слежу за порядком, гоняю курильщиков, заставляю пристёгивать собак на поводок. Не всем это нравится, но что поделаешь - работа у меня такая. Шеф-стюард для многих - раздражающий элемент. Кстати, именно поэтому полезно приглашать его со стороны, так как местному трудно делать замечания своим друзьям и знакомым. А мне не трудно. Сразу вспомнились необходимые немецкие слова - "Нихт раухен!", если не помогает, повторяю по-английски "Ноу смокинг!" и по-французски "Нё фуме па!". Один особо наглый курильщик послушался и спрятал сигарету только после того, как я решительно высказалась по-русски. Вряд ли понял слова, но явно удивился, и это сработало.

Кстати, здесь у меня нормально включилась немецкая речь, и простое общение получается неплохо, особенно на входе на ветконтроль. Фразы типа" подождите немного, пожалуйста", "следующий, проходите, пожалуйста", "какой у вас номер?", "дайте мне вашу карточку" и т.п. выскакивают без запинки, я даже не замечаю, что произношу их по-немецки, не задумываясь. Но для разговоров посложнее используем английский. В нашей дружной команде кроме русского и немцев есть голландцы и итальянцы, а среди спортсменов - бельгийцы. Так что в разговоре, если слов не хватает, каждый вставляет свои, и под конец наша речь представляет собой причудливую смесь английского и немецкого с небольшими вкраплениями других языков.

Соревнования продолжаются. Солнце греет всё сильнее, но в тени холодно, максимум десять градусов тепла. По очереди ходим обедать. Стол с едой доступен для всех, но для гостей стоит коробочка, куда каждый кладёт по 5 евро. Официалы, естественно, не платят. Еды много на любой вкус, горячее готовится на гриле на углях. Гриль - это большой противень на высоких ножках, накрытый решёткой, рядом в тазике замаринованные куски свинины и бройлеров, разные колбаски и сосиски, сыр для жарки, ну и пара огромных щипцов. Каждый может пожарить что хочет. Также приготовлено несколько вариантов гарнира, нарезки всякие, печеньки, кексы. Кружки и тарелки одноразовые, а вот вилки и ножи - металлические, целая куча. Из фруктов - мандарины и бананы. Мы очень вкусно перекусили. Я угостила фирменным питерским шоколадом фабрики Крупской и конфетами с изображением наших вождей. Всем понравилось.

Дело близится к финишу. Первым прискакал с большим отрывом молодой спортсмен из Германии, но на финальном ветконтроле его коня сняли по хромоте. Впрочем, это никого не удивило - он с самого начала двигался не идеально. Если бы всадник не гнался за победой и поберёг лошадь, то вполне мог финишировать успешно. Жаль, конечно, но такое случается часто. В результате первое и второе место заняли бельгийцы, третье - ветеран пробегов из Германии, успешно выступающий в международных пробегах с 1985 года.

Всадники растянулись больше чем на час, поэтому Бэст Кондишен (конкурс на лучшее состояние финишировавших лошадей) начался раньше, чем приехали последние спортсмены. Впрочем, это и к лучшему - ветврачи без помех провели осмотр всех четырёх претендентов на приз. Посовещавшись, они решили, что победителем в конкурсе Бэст Кондишен будет та же бельгийская лошадь, что заняла первое место. Впрочем, объявлять эти результаты будут позже, на общей церемонии награждения.

Наконец, все финишировали, некоторое время ушло на оформление технических результатов, в этом очень помог Рональд, оказавшийся хорошим компьютерщиком. Я уже начала готовить стол с наградами. И вдруг произошло событие, которое вызвало настоящий раскол среди официалов, и принятое в конце концов решение так и не было одобрено всеми.

А случилось вот что: за несколько минут до награждения победившая лошадь решила поваляться, и после этого у неё внезапно начались колики. Кристиан мгновенно определил, что произошёл заворот кишок, и лошадь надо немедленно спасать. Её быстренько отвезли в ближайшую клинику и через пару часов успешно прооперировали. Оказалось, что проблема с кишками назрела давно, заворот мог случиться в любой момент, и лошади крупно повезло, что это случилось на глазах опытнейших ветврачей и всего в получасе езды от одной из лучших европейских клиник. Как сказали потом врачи в клинике, лошадь хорошо перенесла операцию потому, что была в прекрасной форме и состоянии. То есть 80 километров, которые она перед этим проскакала, нисколько не повредили её здоровью. Кстати, это был её первый международный старт. И если бы она решила поваляться хотя бы на полчаса позже, уже после церемонии награждения, то проблем с Бест Кондишен бы и не было. Но теперь они возникли. Мнения ветврачей насчёт победы в Бест Кондишен резко разделились, начались ожесточённые споры, и в конце концов приз за лучшее состояние достался лошади ветерана пробегов из Германии. Это решение кажется спорным, но оно было принято голосованием, и теперь этот случай мы будем разбирать на курсах как один из интересных "кейсов", в котором нет однозначного варианта правильного ответа.

После церемонии награждения все тепло распрощались и разъехались в разные стороны. Мы с Барбель поехали в Эссен, там нас встретил Манфред - муж Барбель. Мы пересели в его машину и поехали осматривать местные достопримечательности. Машина шикарная - шестисотый Мерседес, его Манфреду выдали на работе, в какой-то угольной фирме. Жаль только, что через год фирма закроется, всех уволят, и мерс отберут. Но сегодня мы можем наслаждаться поездкой в этом чуде немецкого автопрома. Непривычная приборная доска, деревянные панельки на дверях, множество прибамбасов, светлая кожа... И кое-где на кожаной обивке - следы от сёдел и вёдер. Не так давно Барбель выступала на соревнованиях по пробегам, и Манфред на этой самой машине грумил на всех крю-поинтах (перевожу: поил и охлаждал лошадь в местах разрешённой помощи на трассе пробега). Так что драгоценный мерс не избежал суровой участи машины конника.

Пока светло, едем смотреть поместье Круппа - знаменитого сталепромышленника. Шикарная вилла с обширными зарослями, интересный рельеф. На удивление, шлагбаум был открыт, и мы смогли въехать на территорию, хотя обычно не пускают. Оказалось, нынче там дают концерт, он бывает 3-4 раза в год, и сегодня как раз такой день. На концерт мы не пошли, погуляли, посмотрели и поехали дальше, к озеру Бальденайзе, точнее, это водохранилище на реке Рур. Большое, красивое. На нём бывают регаты яхт, но не сегодня. Темнеет, едем в центр города, осматриваем большую кирху и маленькие улочки. Всё, экскурсия закончена, пора ехать на ночёвку к Барбель.

Её семья живёт в относительно небольшой квартире на верхнем этаже 5-этажного дома с садом во дворе. У большинства домов в этих краях - высокая двускатная крыша, наш - не исключение. Лифта нет, лестница крутая, но зато над квартирой под крышей есть мансарда с туалетом, душем и удобной кроватью. Сюда меня и поселили. Когда-то здесь была мастерская дедушки, он был заядлым охотником и сам обрабатывал шкуры добытой живности. Самая большая стена сплошь увешана рогами косуль. Дедушка давно умер, но у родных до сих пор не хватает духа что-то изменить. Я словно попала в прошлый век, в остановившееся время. Многие предметы, хорошо мне знакомые, наверняка вызовут недоумение у молодежи, например, фотоувеличитель. Всё это напомнило мне случай четырехлетней давности, когда я несколько дней снимала квартиру во ВНИИКе на время пробегов. Там тоже был портал в прошлое: обстановка, книги, сувениры, фотографии с незнакомыми людьми и лошадьми. Всё это имело огромное значение для старого человека, который жил, радовался этим памятным вещицам, а теперь они никому не нужны, но и выбросить жалко. Пожалуй, надо все свои ценности раздаривать или выбрасывать самой, чтобы потом наследникам не пришлось тратить время и силы на борьбу с хламом.

Так, всё, спать.

07.04.2019. Утром едем в Кёльн на чудесном Мерседесе - осматриваем знаменитый Собор снаружи и внутри. Хорош, ничего не скажешь, очень впечатляет. Перед собором на асфальте предприимчивые ребята мелом нарисовали кружочки с флагами разных стран. На них можно положить денежку. Самыми популярными оказались флаги России и Китая, я, конечно, тоже оставила монетку за свою страну. Затем меня забрасывают к зоопарку, а Барбель с мужем отправляются дальше в Бонн на какое-то расширенное семейное мероприятие. Меня снабдили ключами от квартиры (дома никого не будет до позднего вечера), проездным по Эссену, билетом на электричку и бумажкой с адресом. Обратно мне придётся добираться самостоятельно, ладно, разберусь как-нибудь, а пока надо насладиться прекрасной погодой и прогулкой по зоопарку. Зоопарк в Кёльне не самый большой, но весьма насыщенный разнообразными животными. Впечатлило стадо слонов, остров бабуинов, жирафы прямо под окнами жилых домов, дрессированный ястреб, пролетевший прямо надо мной в нескольких сантиметрах от причёски, парочка почти вымерших попугаев - голубых ара, ну и множество других птиц и зверей. В зоопарке удобная столовая, пообедала и отдохнула заодно. Выйдя из зоопарка, обнаружила другой вход по тому же билету - в помещение с аквариумами и террариумами. Прошлась, не особо впечатлило, хотя в общем — зачёт. Наверное, надо начинать обзор с этого отдела, а не после основного зоопарка, когда уже не остаётся ни сил, ни эмоций для новых впечатлений.

Но пора уже возвращаться. Хотела прокатиться на фуникулёре над рекой, но очередь уж очень большая. В другой раз. А сейчас мне надо сесть на полуподземный трамвай, доехать до вокзала. Сажусь в вагон, пытаюсь проштамповать билет, а он не влезает в компостер. Обращаюсь к пассажирам, но они тоже недоумевают. Выскакиваю на следующей остановке, чтобы не попасть на штраф, сажусь на скамеечку и начинаю внимательно рассматривать свой билет. Вскоре до меня доходит, что его просто надо сложить пополам, и тогда он поместится в компостер. Отлично, сажусь в следующий трамвай, пробиваю билет, ура, получилось, и вот уже вокзал. Кстати, вокзал здесь расположен практически вплотную к Кёльнскому собору, так что найти его не просто, а очень просто. Мой прокомпостированный билет подходит только для проезда на региональной электричке, вторым классом. Когда она подходит, я не могу понять, где вагоны первого, а где второго класса - обе цифры написаны рядом. Решаю идти с толпой, наверняка у большинства тоже второй класс. Оказалось, первый класс на верхнем этаже (там ехал всего один человек), а второй — внизу (битком набит, но мне удалось сесть). Теперь главное - не проспать свою остановку. Минут через сорок подъезжаем к Эссену, благополучно нахожу трамвай, здесь уже действует местный проездной, вот я уже на южной окраине города в своей уютной мансарде. Скромный ужин с йогуртом и сырно-ветчинной нарезкой, немного блуждания по просторам Интернета. Спать!

08.04.2019. Погода по-прежнему чудесная. С утра пораньше вместе с Барбель едем в Zoom, это сравнительно новый зоопарк, расположенный в городке Гельзенкирхен неподалёку от Эссена. В отличие от довольно компактного кёльнского зоопарка здесь очень просторно, огромные вольеры, но и ходить приходится побольше. Здесь зверям очень комфортно, и живут они большими группами. Меня удивляют защитники природы, которые заявляют - долой зоопарки, выпустим зверей на волю. А вы у зверей спросили - где им лучше? Дикой природы-то уже нет, всё спилено, распахано, замусорено, ни места, ни пищи, да и браконьеры кругом. А в хорошем зоопарке просто рай для животных, вот как в этом, например. И вообще, многие виды сохранились в живых только благодаря содержанию в неволе. Так что всё неоднозначно.

Территория зоопарка разделена на три зоны - Азия, Африка и Америка, мы решили начать обзор с Америки. Удачно попали на время кормления многих животных, долго не могли оторваться от енотов, которые ходили к воде с каждой морковкой и её там полоскали. У медведей в вольере сделан шикарный водопад. Но вообще американских зверей и птиц оказалось маловато.

Следующей мы осмотрели Азию. Приличный набор животных, оригинально устроены клетки и вольеры. Меня особенно впечатлили орангутаны и лангуры-гульманы, они живут в одном общем вольере, дружно, примерно по десятку тех и других. Раньше я никогда не видела, чтобы человекообразных обезьян содержали совместно с другими видами. В одном из павильонов мы обнаружили виртуальных животных - они как настоящие ходят рядом с нами. Сфотографировались со слоном.

После Азии мы направились в Африку, это самый обширный отдел зоопарка. Здесь есть озеро, по нему катают на лодках (бесплатно). В понедельник народу мало, нам не пришлось стоять в очереди, и некоторые лодки даже плавали пустыми. У нас была персональная лодка на двоих, хотя рассчитана она человек на десять — пятнадцать. Водный маршрут проходит мимо острова с павианами, островов с фламинго и другими птицами, бассейна с бегемотами и вольера с носорогами. Приятно посмотреть, а заодно и посидеть отдохнуть. Следующий пункт программы - шимпанзе. Тоже попали на кормежку, это было интересно. И долго смотрели, как развлекается малыш шимпанзёнок, такой смешной! Самый большой вольер - для копытных. Множество разных антилоп, есть зебры, целое стадо жирафов. Ну и напоследок полюбовались на суетливых сурикат. Классный зоопарк!

Теперь едем в музей Рура и каменного угля. Огромные коксовые печи холодные, застывшие, кругом трава и тишина. Пытаюсь представить, как тут всё выглядело во время работы, но получается с трудом - уж больно всё вокруг умиротворённое. Совсем рядом — огромная вышка с колёсами лифтов — это одна из самых глубоких угольных шахт в Германии, она остановлена из-за того, что стала нерентабельной, и теперь каменный уголь экспортируют со всех концов света — это оказалось дешевле. В шахту туристов уже давно не спускают, а просто на машины смотреть не особо интересно. Полюбовались снаружи на затихший индустриальный пейзаж, прокатились на эскалаторе до смотровой площадки и обратно, да и поехали домой, по пути прихватив пирожных из кондитерской лавки. Вечером вместе с Манфредом посидели в небольшом ресторанчике в центре, поели, попили, пообщались. Вернулись в квартиру поздно.

09.04.2019. Утром грузимся в машину Барбель и меньше чем за час доезжаем до аэропорта в Дюссельдорфе. Тепло прощаемся, надеюсь, скоро встретимся в Питере. Ещё час ушёл на прохождение регистрации, пограничного контроля и предполётного досмотра. Самолёт мягко взлетел и мягко приземлился в Питере, который встретил дождём со снегом. Вот я и дома.

До свидания, Германия! Жди меня в июне!

Вернуться к началу рассказа

На страницу путевых заметок

На главную страницу