На пробегах во Франции и Германии. Июнь 2019 г.

Команда официалов в Buch

До чего же удобно жить в эпоху Интернета, беспроводной связи и смартфонов!

02.06.2019. Воскресенье, вечер. Вот и закончились наши трёхзвёздные международные соревнования по пробегам в КСК "Исток". Позади бессонные ночи и переполненные событиями дни, безумные расходы и невероятный успех. Теперь можно немного расслабиться, хотя и не надолго, ведь меня ждут новые впечатления и новый опыт на международных пробегах во Франции и Германии.

Чтобы уехать из дома на две недели, пришлось решать проблему с котом и собакой, к счастью, мои родные согласились взять их на всё лето. В квартире ещё оставалась Барбель - моя немецкая знакомая, спортивный судья, приехавшая работать на наших соревнованиях в конце мая. После того, как в апреле Барбель приютила меня в своей квартире в Эссене, мы договорились приезжать друг к другу в любое время и жить как у себя дома. Барбель не говорит по-русски, но её будут водить по городу и провожать в аэропорт мои сыновья, спасибо им.

03.06.2019. Понедельник. СПб - Париж. Рано утром я уже в аэропорту Пулково, направляюсь в Париж. Отличный перелёт, неплохой бутерброд, вот и "CDG". В аэропорту задержалась на некоторое время - во-первых, чтобы выпить кофе с круассаном, во-вторых, чтобы использовать местный вайфай для нескольких неотложных переговоров по ватсапу. Потом купила в автомате билет на RER за 10.30 евро и поехала в Париж заселяться в отель "Солар".

Для этой поездки я выбирала отели по нескольким критериям: отдельный номер, желательно с санузлом, не дороже 100 евро за ночь, но главное - максимальная близость к месту, где я должна быть на следующий день. Поскольку завтра мне уезжать на юг Франции с вокзала Монпарнас, то отель выбран в шаговой доступности от этого вокзала. И, что тоже важно, до него легко добраться на RER без пересадок прямо от аэропорта.

Отель нашла легко, заселение прошло ещё легче - мне просто выдали ключи от входной двери и от комнаты и показали вход с улицы (часть комнат расположена в другом доме). Моё новое жильё потрясло воображение - оно оказалось трёхместным и двухэтажным. На первом этаже широкая двуспальная кровать, очень удобная, на втором этаже - односпальная. Да здесь можно кучу народа разместить! Хороший вайфай с удобным подключением по паролю (не люблю хотспоты). Есть чайник, пакетики с чаем и кофе, пачка печенья. Холодильник. Большой телевизор, одна программа на английском, остальные на французском. Кстати, пора переходить на этот язык. А то я весь март учила немецкий, потом много пришлось общаться по-английски, французский совсем забылся. Всё, начинаю говорить по-французски.

Немного отдохнув, пошла искать вокзал Монпарнас. Он оказался в 20 минутах неспешной ходьбы. Разобралась с расписанием и платформами, посмотрела, как люди проходят по электронным билетам (билет у меня давно куплен через Интернет). На обратном пути наткнулась на местный Ашан. Он оказался совершенно убогим, из подходящей еды удалось выбрать только нарезку ветчины. Фрукты дорогие и плохие. Тогда я зашла в булочную и купила пару пирожков с сыром (весь разговор с продавцом - на французском!). Ну, теперь будет чем поужинать. В отеле заварила себе чаёк и с удовольствием съела пирожок. Он оказался огромным, вкусным и сытным. Жизнь удалась! И можно, наконец-то, выспаться!

04.06.2019. Вторник. Париж - Бордо. Подъём, гимнастика, душ, можно идти на завтрак. Он в другом здании, там, где я заселялась. Кофе, отрезок багета, круассан, кусочек масла, два вида джема, яблочный сок, яблоки, йогурт и мюсли. Не наелась. В номере догналась чаем, ветчиной и утащенным с завтрака яблоком. Теперь нормально. Можно двигать на вокзал.

Скоростной поезд до Бордо отправился вовремя, место удобное, но почему-то в вагоне периодически скачет давление, и неприятно закладывает уши. Без остановок домчались до Бордо за 2 часа. Большую сумку я решила сдать в камеру хранения, на одну ночёвку мне хватит маленького рюкзачка. В камере хранения надо монетками без сдачи заплатить 5,50 евро, а у меня набралось только 5,40. Проходивший мимо сотрудник вокзала подарил мне 10 сантиков, за что ему огромное спасибо.

Теперь необходимо найти отель, а для этого сначала найти набережную реки Гаронны. Это оказалось несложно - просто надо идти вдоль трамвайных путей. Река серьёзная - очень широкая, с сильным течением, вода рыжая и мутная, совершенно непрозрачная. Вдоль реки много старинных зданий, красивые архитектурные ансамбли расположены эффектной дугой на излучине реки. Хотя идти до отеля далековато, но зато очень познавательно. Прямо в центре города на набережной припаркован огромный океанский круизный лайнер. Наверное, море где-то неподалёку.

Пройдя от набережной по очень узкой улочке, я нашла свой отель "Сити Резиденс Бордо Центр", заплатила за ночь 80 евро, включая завтрак. И номер оказался снова двухэтажным! Да ещё с настоящей кухней. В этом путешествии мне пока что везёт на просторное жильё. Посмотрим, какая будет еда. Но это завтра, а сначала надо разобраться с вайфаем. При помощи двух браузеров удалось победить кривой хотспот и подключиться к Интернету. Почта не порадовала: требуется срочно выслать дополнительные документы по прошедшим соревнованиям, а у меня при себе только смартфон. Придётся что-то придумать и кого-то привлечь на помощь. Этим кто-то оказался наш бессменный и бесценный спортивный секретарь, и после оживлённой переписки мы смогли составить нужные документы и отправить их дальше.

В промежутках между письмами мне удалось ещё немного погулять по городу, в основном - по набережной. Она очень красивая, особенно в послеполуденном солнечном освещении. Просто чудо архитектуры. У причала припаркован лайнер "Наутика", а вся набережная заполнена бегунами, собачниками и туристами. В одном месте интересная достопримечательность - "Водное зеркало". Большая площадка залита неглубоким слоем воды. По сути - огромная лужа. В ней валяются, плескаются, брызгаются дети и взрослые. Очень полезно в такую жару, как сегодня. Впрочем, жара только на солнце, а в тени сразу ощущаешь холодный ветер. Да, море явно где-то рядом.

Рядом с отелем нашла магазин Карфур, но по части фруктов он не лучше вчерашнего Ашана. Более менее приличным показался манго, его и купила на ужин. Плюс йогурт. А на обед я уже съела вчерашний пирожок с сыром и остатки ветчины. Кстати, завтрак в этом отеле оказался лучше, чем во вчерашнем - скромный, но со шведским столом. Несколько вариантов круассанов, хлеб, ветчина, йогурт, яйца, кофе, чай, сок, и что особенно порадовало - фруктовый салат. В номере у меня есть всё необходимое для проживания целой толпы людей и приготовления разнообразной пищи. Даже обидно, что я здесь одна, всего на одну ночь и не собираюсь ничего готовить. Ну хоть для разделки манго использую местный нож и тарелку.

05.06.2019. Среда. Бордо - Ажен. Вчера вечером погода начала портиться, ночью пошёл дождь, к утру превратившийся в мощный ливень. Пришлось отказаться от прогулки по набережной до вокзала и вызвать такси. Незапланированные расходы в размере 26 евро, но здоровье дороже.

Мы проезжали по грустной, холодной, залитой дождём набережной. Вчерашний лайнер "Наутика" уже ушёл, на его место встал другой - "Европа". Аттракцион "Водное зеркало" слился с дождевыми лужами в одну бесконечную хлябь. И только мутная жёлтая река всё так же неутомимо и стремительно тащит ветки, брёвна и прочий плавучий хлам к морю. Старинный город промелькнул в моей жизни, и неизвестно, увижу ли его вновь.

На вокзале извлекла сумку из камеры хранения и пошла искать платформу со своим поездом. Пункт назначения Ажен, но такого в расписании нет, пришлось спрашивать у сотрудника вокзала. Оказалось, нужен поезд на Марсель. Полупустой вагон, тихо и спокойно. Билеты никто не проверяет. Вокруг пасмурно и дождь. Вот и Ажен, завтра здесь меня должна встретить Лорейн - дочка организаторов, они прислали мне её фото и номер телефона. Надеюсь, мы найдём друг друга. Но сегодня я предоставлена сама себе. Для начала надо зайти в вокзал и осмотреться. Здесь есть вайфай, бесплатный на 20 минут, как раз хватит проверить сообщения за прошедшие несколько часов - неизвестно, будет ли у меня ещё сегодня Интернет, а неотложные дела по документам надо решать быстро.

Нашла на Гугл-карте свой отель "Вилла Сент-Винсент" и изучила путь к нему от вокзала, оказалось всё очень близко. Но на карте не было показано, что придётся подниматься в крутую гору на высоту более сотни метров! Отель притулился к стене обрыва над речным каналом, вид из его окон совершенно изумительный. Жаль, из-за дождя не получаются хорошие фотографии. Вайфай есть, но слабый, на моём верхнем этаже то и дело пропадает. В номере есть душ и умывальник, а туалет общий, но кроме меня на этом этаже сегодня никого нет, так что можно сказать, что индивидуальный. Хотела заплатить за проживание, но мне сказали, что уже всё снято с карточки букингом - 70 евро с едой. А я и не заметила, ведь столько было бронирований-перебронирований за последние недели.

По всей комнате у меня разложены вещи из сумки - она немного подмокла, пока я шла с вокзала под ливнем. Надеюсь, к завтрашнему дню всё высохнет.

Надев сапоги (да! у меня с собой сапоги!) и дождевик, решила прогуляться по городу. Надо бы дойти до берега Гаронны, да и еды на вечер купить. Но подумав немного, всё-таки переобулась обратно в кроссовки - они быстро намокнут, но и высохнут довольно быстро, а в сапогах долго ходить - ноги устанут. У меня с собой много разной одежды - на разную погоду и для разных целей. Например, путешествовать удобнее в джинсах, но на соревнованиях полагается быть в светло-бежевых брюках. Значит, надо их везти с собой. То же самое с верхней половиной гардероба - на соревнованиях полагается однотонная блуза с рукавами, воротником и желательно с галстуком. Ну, с галстуками у меня напряжёнка, есть только белый для конкура, но он не подойдёт. Надеюсь, в толпе официалов никто не заметит, что я без галстука.

На случай дождя у меня сапоги и большой плащ. Зонт тоже есть, но рядом с конями его лучше не использовать - могут напугаться. Есть ещё резиновые бахилы на кроссовки - они успешно прошли ходовые испытания на недавних стартах. В принципе они многоразовые, но при интенсивной эксплуатации всё-таки становятся одноразовыми, так что берегу их на крайний случай. Надо будет ещё купить - цена копеечная, а польза немалая. В общем, на две недели набралось барахла почти 10 кг, и всё приходится тащить на себе. Да, ещё еда для себя и угощения для коллег. В прошлый раз в Германии "на ура" пошли конфеты с портретами наших вождей - везу теперь целый мешок, а это тоже вес.

Проходя знакомым уже путём к вокзалу, я обратила внимание на множество заброшенных железнодорожных путей, больше десятка. Рельсы заржавели, шпалы сгнили, кое-где между ними уже растут деревца. Чувствуется, что время расцвета местной промышленности давно прошло. Вообще здесь многое напоминает соседнюю Испанию, и природа, и холмы, и архитектура, и некоторый упадок экономики. После многочисленных и не всегда успешных расспросов местных жителей мне удалось найти реку, это та же Гаронна, что в Бордо, но здесь она зелёная и довольно прозрачная. Я прошлась по пешеходному мосту, он какой-то хлипкий на вид - под ногами тонкие деревянные досочки-дюймовки (поросшие мхом и лишайниками), прикрученные к тонким металлическим реечкам (основательно подржавевшим), между досками просвет в 2-3 см, видно, как внизу несётся вода, а до воды метров десять. Топни посильнее и лететь будешь долго. Ширина реки здесь около 250 м, в Бордо она раза в два шире.

Неподалёку виден изящный каменный мост - это акведук, по нему течёт вода старейшего во Франции Южного канала, соединяющего Средиземное море с Атлантическим океаном. Именно этот канал видно из моего окна в отеле, а я ещё удивлялась, что он намного выше реки.

Налюбовавшись на реку и виды вокруг, я вернулась к своему холму и решила на него взобраться, на самый верх. Это было нелегко, но оно того стоило. Виды отсюда открываются ещё более эффектные, чем с реки. Кстати, холм называется Эрмитаж, что означает "место уединения" или, в данном случае, - "пустынь". У самой вершины видны высеченные в отвесной скале монашеские захоронения.

Что ещё я видела в Ажене? Старинный кафедральный собор с познавательными росписями и странноватыми произведениями искусства, детский парк аттракционов без единого посетителя, удобные крытые галереи типа Гостиного двора, магазин конной амуниции и ещё кебаб (местная шаверма), где удалось дёшево и сытно пообедать. Из продуктовых магазинов нашла Спар, купила немного клубники (она же земляника, она же виктория) и минералки.

В отель вернулась под вечер. И дождь как раз закончился. Сегодня днём температура была не выше 14 градусов, а на следующие дни обещают жару. Вчера тоже было жарко, больше 30 градусов, народ не вылезал из бассейнов, а сегодня просто какая-то загогулина судьбы. Впрочем, в жару я вряд ли смогла бы столько здесь ходить, как сегодня, так что всё нормально.

В комнате мне очень понравились жалюзи - они закрывают окно снаружи так плотно, что свет совсем не проходит. И управляются жалюзи маленьким пультиком, я сначала даже не поняла, для чего он.

Мой отель в Ажене - настоящая вилла, старинная, с деревянными скрипучими ступенями и красивым садовым участком. Хозяева живут здесь же, очень приятные люди, в свободное время они путешествуют по океану на парусном катамаране, в моей комнате на стене висят фотографии этих трансатлантических переходов.

06.06.2019. Четверг. Ажен - Кастельсаграт. На завтрак мне приготовили два вида хлеба, круассан, хамон, сыр, масло, йогурт, два вида джема, свежевыжатый апельсиновый сок, кофе с молоком, предлагали ещё яйца, но мне и так всего слишком много. Да, ещё половина маленькой дыни. Ко всему этому прилагалось несколько разных ножей, ложек, вилок, не уверена, что использовала правильные, но смотреть на меня было некому, так что не страшно ошибиться. У дыни был отчётливый привкус репы, но это не испортило удовольствия.

После завтрака я ещё немного повалялась (надо набирать сил для предстоящих рабочих дней), упаковала сумку и пошла неспешно на вокзал, где меня встретили и отвезли в небольшой городок Кастельсаграт, это примерно 40 км от Ажена. Там на боевом поле уже кипела работа. Отставив сумку в машине, я включилась в эту бурную деятельность. Для начала получила бейджик, синий жилет с надписью "стюард", опознавательный розовый браслет, тёмно-синюю фирменную рубашку-поло и талоны на еду. Потом пошла здороваться и знакомиться с другими официалами. Сегодня и завтра я работаю ассистентом шеф-стюарда, это оказалась приятная женщина моих лет, которая говорит только по-французски. Ну вот и настала серьёзная проверка моего знания языка. Худо-бедно мы поняли друг друга, и дальше у нас не было проблем с общением. Работа стюарда мне знакома и понятна, так что объяснять особо ничего не надо, достаточно просто показать зону ответственности.

Для начала меня прикрепили к допинг-комиссару, а дальше как получится. Допинг-комиссар - колоритный мужчина по имени Жак, ему помогает его жена, маленькая тихая женщина. А ещё у них есть большая собака, иногда она бегает свободно, что в общем-то запрещено на международных соревнованиях. Но я заметила, что французы довольно гибко относятся к правилам. Похоже, мы зря так напрягаемся, чтобы строго всё соблюдать на своих соревнованиях. Жак сказал, что будет после каждого этапа брать пробы у лошадей, снятых по метаболике, ну и ещё у каких-нибудь, и мне надо будет этих лошадей сопровождать. Это я умею, доводилось уже.

До начала выводки было много времени, так что я смогла неспешно всё осмотреть. Зона отдыха лошадей - ровная травяная площадка 90 х 140 м. Она расчерчена мелом на квадраты примерно 6 х 6 м плюс коридоры между ними. Каждый квадрат занят какой-то командой, уже стоят навесы, вёдра для воды, раскладные кресла и множество других обычных для таких дел вещей. В отличие от соревнований в Эстонии и Германии, на которых мне довелось поработать, здесь не разрешают ставить изгородь для лошадей - их можно только пасти в руках. Шеф-стюард объяснила мне, что при таком большом скоплении лошадей (а их ожидалось больше 300 за три дня) заборы опасны - лошади могут их перепрыгнуть, запутаться, в общем - хаос. Так что мне ещё предстояло следить, чтобы народ не ставил электропастухи.

Рядом с зоной отдыха - поливочная зона. Сюда лошадей заводят сразу после финиша и поливают водой, чтобы побыстрее охладить и уменьшить пульс - главный показатель восстановления лошади. Такую поливочную я увидела впервые, и теперь у меня есть голубая мечта - соорудить подобное для наших соревнований. Огороженная площадка 25 на 55 м, верхний слой грунта заменён на крупный гравий, точнее, речную гальку, сверху настелен пластиковый ковролин (!), на нём стоят длинные высокие ванны с водой в 3 ряда по 18 метров длиной. К ваннам подведены гидранты с хорошим напором воды. Это очень важно, ведь в среднем здесь на одну лошадь может расходоваться тонна воды и даже больше, эта вода должна быстро подаваться и так же быстро утекать. Обычно поливочная зона на соревнованиях сразу превращается в болото, а здесь вода мгновенно уходит вниз сквозь ковролин и гравий, поэтому пол всегда сухой и вполне безопасный. Наверное, где-то под всем этим полом есть дренаж. В общем, чудесное сооружение! У этой поливочной зоны есть персональный спонсор, какая-то местная фирма. Вот бы наш Водоканал так же привлечь! Но честно говоря, если бы я оборудовала подобную зону, то закатала бы всё в асфальт с небольшим уклоном к ваннам и сделала под ними сливы. К концу соревнований ковролин кое-где был прорван подковами, галька под ним местами стала рыхлой. Но для временного использования решение идеальное.

Из поливочной зоны кони проходят по специальному коридору в зону ветконтроля. Она тоже очень просторная, с большой зоной ожидания (25 на 70 м), восемью дорожками для пробежек (длиной более 40 м) и навесом над зоной осмотра лошадей. Выход через другой коридор, дальше лошадь попадает в зону отдыха. Всё очень здорово продумано. Есть чему поучиться.

Весь тайминг (фиксация времени финиша и пр.) - электронный, на голову лошади надевают специальный чип, а на всадника - GPS-трекер. Потом на большом экране видно, кто где едет по маршруту.

Ветконтроль тоже подключён к общей электронной системе. Пульс снимают электронным пульсометром, на табло сразу загорается число. Потом пробежка и осмотр лошади. Результаты вносят в электронный планшет. Всё очень оперативно. По-другому и невозможно быстро пропустить такую массу лошадей. Всадникам сразу выдают распечатанные талончики с временем старта на следующий этап.

С этой командой тайминга я уже общалась на пробегах в Терском конном заводе, так что встретились как старые знакомые. Вообще на удивление много оказалось у меня здесь знакомых - в основном по январскому Ламотт-Беврону, но и по другим местам тоже. Обрастаю связями.

Старт и финиш обозначены большими надувными воротами - они, кстати, на следующий день из-за сильного ветра упали чуть ли не на всадника, и их пришлось срочно убирать, но в другие дни всё было нормально.

Началась ветинспекция. Удивила одна лошадь - она приезжает на соревнования исключительно в компании с маленьким пони. Без этого своего друга лошадь очень нервничает. Все во Франции знают такую особенность и не обращают внимания. Я спросила, неужели и по маршруту 160 км они побегут вместе? Нет - только в конюшне и в зоне отдыха.

После ветинспекции все люди - официалы, спортсмены, грумы, зрители - перебрались в центр города на главную площадь, там было приветствие от местных властей и организаторов соревнований и небольшой фуршет с белым вином и всяческими закусками. Вино мне совершенно не понравилось, ужасно кислое и невкусное. Зато городок понравился - он очень старинный, с каменными домами незнамо какого века. Затем нас, официалов, повезли в соседнюю деревню, где есть ресторан, и накормили ужином. А потом меня и ещё троих стюардов отвезли в следующую деревню и поселили у кого-то в частном доме. У каждого - персональная комната с двуспальной кроватью! Супер! Вот только спать осталось мало - скоро выезжать на старт.

07.06.2019. Пятница. Кастельсаграт. В первый день соревнований у нас 50 всадников, все едут 160 км. Старт в 5.30, последний всадник финишировал в 20.30. С утра было немного солнечно, но потом пришёл мощный атмосферный фронт - резко похолодало, пошёл дождь. Хорошо, что у меня с собой тёплая кофта, сапоги и дождевик. Лишь к вечеру вновь выглянуло солнце и сразу поджарило нас всех, хоть я и пряталась под шляпкой, но всё равно лицо подгорело.

Лошади и всадники отлично подготовлены к такому ответственному старту (это отборочные соревнования на Чемпионат Европы в августе), за весь день никто не был снят по метаболике, так что допинг-комиссар справлялся со своей работой без моей помощи. Меня перебросили на другое место - обеспечивать бесперебойный проход лошадей от поливочной к ветконтролю. Здесь уже скучать не пришлось - надо было быстро разруливать заторы и оттеснять в сторонку зрителей с детьми и собаками.

Лошади здесь удивительно добронравные и покладистые. Давка, как в метро в час пик, а они совершенно спокойные, не кусаются, не лягаются, не шарахаются. Просто чудо! И все лошади очень красивые и в прекрасном тренинге. В основном арабские и англо-арабские, серые, рыжие, гнедые. Других мастей не было. Мне повезло увидеть лучших пробежных лошадей Франции! Между прочим, это не только соревнования, но и негласный рынок. Среди всей этой толкучки прохаживаются неприметные мужчины и что-то записывают. Мне объяснили, что это тренеры из конюшен Эмиратов, Саудовской Аравии, Омана и др. Они выбирают, кого купить, и могут заплатить огромные деньги. Больше всего лошадей они покупают именно во Франции. Ну, теперь мне это понятно - здесь действительно отличные кони. Разведение и выращивание пробежных лошадей стало прибыльным семейным бизнесом для многих местных жителей. Я видела, как одну лошадь грумили сразу два дедушки и три бабушки, бодренько так. Кстати, большинство официалов тоже в солидном возрасте, да и в столовой работали в основном весьма пожилые люди.

В поливочной зоне взлетали в воздух и выливались на лошадей тонны и тонны воды, вёдра так и мелькали со всех сторон, а кони всё прибывали и прибывали. Когда массовые потоки лошадей превратились в тонкие ручейки, меня снова перебросили, теперь на старт - выпускать всадников на маршрут. Вообще-то это работа судьи, а не стюарда, но судьи все куда-то подевались. В пару со мной поставили Малену из Аргентины. По-французски она не говорит, а в английском не всегда хватает нужных слов. Пришлось переходить на испанский. Вскоре мы с ней уже болтали на каком-то причудливом псевдоэсперанто, периодически общаясь со всадниками уже даже не знаю на каком языке. Мозг постоянно подкидывает слова из других языков, и я старательно подавляю немецкий - его здесь никто не знает и не любит. А ведь мне предстоит на нём говорить на следующей неделе!

С Маленой мы хорошо сработались и даже сдружились, договорились ездить друг к другу в гости. Хорошо, что с Аргентиной у нас безвизовый въезд, плохо, что перелёт долгий и недешёвый. Надо заранее начать копить деньги.

Всадники сильно растянулись по трассе после второго этапа. Впереди скачут две лошади из Омана, на одной - оманский всадник, на другой - француз, сын нашего шеф-стюарда. Она переживает и не подходит близко к судейской - чтобы не было "конфликта интересов", на международных соревнованиях с этим строго. Оба всадника закончили успешно с хорошей скоростью, а некоторые другие участники ещё только уходили на последний этап.

Но вот все приехали. Последнюю всадницу мы ждали почти сорок минут после всех, она финишировала, сползла с седла, легла на траву и сказала, что в ближайший месяц на лошадь не сядет. Ну, это вряд ли. Отдохнёт немного и снова поскачет. В любой стране конники - народ чокнутый.

Затем было награждение победителей и всеобщее пиршество. Французская кухня мне очень нравится, но только простая деревенская, без всяких фуагра и морепродуктов. Здесь не принято пихать лук во все блюда, так как он заглушает естественный вкус продуктов. А для лука есть такое блюдо как луковый суп. Так что почти все остальные блюда я могу есть спокойно. Наелась от души!

Замечательно играл местный духовой оркестр. Много местных жителей пришло на праздник. Было вкусно, весело и очень шумно. Но пора ехать в свой домик, отдыхать, завтра предстоит снова работать.

08.06.2019. Суббота. Кастельсаграт. Утро предвещало солнечный день, к счастью было не очень жарко - до 24 градусов с прохладным ветерком. Сегодня дистанция 80 км, стартует более 150 участников, многие из них не особо опытные. Если все вчерашние кони и всадники были настоящие профессора в своём деле, то сегодня - уровень школьников. То какие-то кони убегают, то кто-то упал на трассе, то кого-то копытом припечатали. Но в целом всё закончилось благополучно. Самым стрессовым был приход всадников с первого этапа - когда сотенная толпа коней лавиной пошла в поливочную и на ветконтроль. Я такого столпотворения лошадиного ещё не видела! Судьи и стюарды быстро разруливали потоки. Я сегодня судья в сиреневой жилетке, меня сначала поставили на ветконтроль, но вскоре перебросили на старт, как и вчера - выпускать всадников. Опять пришлось жариться на солнце. Правда, около старта я ещё вчера нашла большое дерево - черешню, всю усыпанную сладкими красными ягодами. Их никто не собирает, многие поклёваны птицами и белками, некоторые ягоды уже подгнили, но большинство в прекрасном состоянии. Пасусь здесь каждую свободную минуту. Ещё один плюс моего рабочего места - отличный вид на финишную прямую, по ней очень красиво скачут кони с этапов.

Весь день пытаюсь подключиться хоть к какой-то мобильной сети и поздравить сыночка с днём рождения, но безуспешно - связи нет.

Выпустив последнего всадника на последний этап, отправляюсь в столовую выпить чаю и отдохнуть в тенёчке. Это ещё не конец работы, надо ещё помогать проводить ветинспекцию для завтрашних соревнований на 120 км. Ожидается более сотни всадников, но они всё-таки поопытнее, чем сегодняшние. Уровень студентов.

На ветинспекции нам с Маленой поручили идентифицировать лошадей перед проверкой их здоровья. Когда-то это была сложная процедура сверки особых примет лошади с рисунками в паспорте. А теперь это считывание микрочипа специальным сканером - секунда, и всё. Я должна была записывать номер микрочипа (не весь, а только последние 4 цифры) в ветеринарную карту лошади, а Малена сверяла его с номером в паспорте. Мы наловчились так быстро всё это проделывать, что у нас совсем не было заторов. Но вот и эта работа закончилась. Ужинаем и едем в свой чудесный домик. А там мы обнаружили во дворе бассейн и джакузи, правда, с очень холодной водой. Мы с Маленой решили всё-таки искупаться и главное - сделать селфи. Было холодновато, но всё равно здорово. Всё, спать.

09.06.2019. Воскресенье. Кастельсаграт. Утро третьего дня соревнований ясное и тёплое. Сегодня старт на 120 км, и всадников тоже 120. Работа всё та же - то выпускаем стартующих, то разруливаем поливочную. Вкусным обедом нас кормят милые местные старушки, а напитками снабжают мускулистые местные молодые парни.

Ближе к вечеру Жан-Жак (организатор и владелец всей этой конной базы) повёз меня на трассу смотреть на скачущих лидеров. Трасса очень живописная, но непростая, с затяжными крутыми подъёмами и скользкими спусками. Вдали грохочет гроза, и время от времени поливает дождь. Все кони подкованы, многие на фильцы (специальные прокладки между подковой и копытом), по грязи они довольно сильно скользят, но к счастью, никто особо не травмировался. Мы вернулись к месту финиша как раз перед приездом первого всадника, он же и стал победителем. Вновь суета в поливочной зоне, вновь томительно ждём последних отставших, и, наконец, всё закончилось. Награждение, призы от спонсоров, а затем все перебираемся на центральную городскую площадь перед мэрией на праздничный ужин.

Громко и весело играет духовой оркестр - так зажигательно, что многие начинают приплясывать, встав на стулья, я тоже залезла на стул. И вдруг заиграли "Калинку", пришлось вскочить на стол и сплясать, а потом "Катюша", а потом "Казачок". В общем, поддержала русский дух во французской глубинке. Кто-то снимал меня на камеру и обещал выложить в Фейсбуке. Представляю, что скажут мои студенты, если увидят, как их профессор отплясывает на столе.

После оркестра посреди площади началось огненное представление. Металлическая фигура быка вся увешана ракетами-фейерверками. Эту конструкцию носит на себе человек - он бегает по площади и изображает корриду. При этом во все стороны летят искры. Зрелище потрясающее! Я боялась, что человеку там опасно находиться, но потом расспросила его - сказал, что внутри быка безопаснее, чем снаружи. Говорят, такая забава очень популярна на юге Франции и в соседних регионах Испании.

Ещё одно развлечение на площади - "торо-механико", вертящийся бык, на котором надо усидеть. Одному местному парнишке удалось удержаться 45 секунд, этот рекорд никто так и не побил. Некоторые завсегдатаи садились на быка с завязанными глазами, но быстро падали на мягкий надувной помост, мокрый от дождя. Я бы, наверное, тоже прокатилась на быке, но мне не хотелось падать в воду.

В свой уютный дом мы вернулись поздно, жаль, темно для бассейна. Завтра снова рано вставать, но уже не на работу, а чтобы успеть на поезд до Парижа. Меня ждут новые приключения.

10.06.2019. Понедельник. Кастельсаграт - Париж. Утром гостеприимные домовладельцы напоили нас кофе и угостили печеньками. Грузимся в машины наших спутниц по общежитию, вновь едем на боевое поле. Сегодня здесь мокро, пусто, грустно и мусорно. Несколько лошадей ночевали в конюшне - им дали отдых перед дальней дорогой, теперь грузят в коневозы. Нам тоже пора грузиться. На дорожку меня снабдили банкой лимонада и вместе с Маленой посадили в машину Анны - организатора соревнований. Меня везут в Ажен, Малену - в Тулузу. Дальше у неё переезд в Мадрид и перелёт в Буэнос-Айрес, а у меня - поезд до Парижа.

На вокзале в Ажене я попыталась подключиться к бесплатному вайфаю, но безуспешно. Слишком много желающих, сеть не справляется. Придётся ждать до отеля в Париже, чтобы выложить многочисленные фотографии из Кастельсаграта и поздравить, наконец, сына. Все эти дни у меня практически не было Интернета. Точнее, он пытался быть благодаря МТС всего за 5 евро в день, но местная сеть еле дышала. Ну спасибо хоть иногда сообщения можно было писать и читать. Фотки удалось загрузить только в самый первый день, а потом уже не получалось.

Поезд до Парижа доехал за 3 часа с небольшим. На вокзале не без труда я нашла вход в метро. Первым делом - пополнить на неделю проездной "Навиго" (около 21 евро), потом проделать долгий переход под землёй до 4 линии, впихнуться в переполненный вагон и доехать до станции "Гар дю Нор". Вышла на Северном вокзале, а там... такое впечатление, что это зал приезда-отъезда из фильма "Люди в чёрном". Столько разных непривычных одежд и причёсок! Внутри моего мозга зашевелились самые разные структуры. Миндалина заявила: "мне тревожно", островок вторил: "и мне неуютно", а гиппокамп добавил: "да уж, местечко так себе". Пришлось подключить префронтальную кору и потребовать всеобщей толерантности. Тем более, что в июле мне в Африку ехать, надо заранее привыкать.

Отель "Монтана Лафайет" я нашла быстро, он оказался совершенно убогим и неопрятным. Притом цена 85 евро за ночь плюс 7 евро за завтрак. Малюсенькая треугольная комната с узкой лежанкой, за стеной скрипит лифт, Интернет кривой и слабый, туалет слишком мал для унитаза, так что сидеть в нём можно только с открытой дверью. Плюс ко всему мне вначале дали ключ от неубранного номера, и это ещё больше испортило впечатление. Срочно надо включать режим "в походных условиях", ведь в экспедициях приходилось спать в палатке на земле, ночью стряхивать с себя сольпуг и прочих членистоногих, а утром умываться одной кружкой воды и искать кустики, которых в пустыне нет. С этой точки зрения номер в отеле был неплох. Но всё же находиться в нём особо не хотелось, и я отправилась гулять по городу.

Первым делом надо поесть, так как завтрак был очень давно, а мозг слишком много требовал глюкозы для толерантности и пространственной ориентации. Вокруг вокзала кафе не внушали доверия, лучше поеду в центр, на Леаль, там что-нибудь найду. В центре оказалось очень много гуляющего народа - сегодня хоть и понедельник, но во Франции выходной день из-за какого-то праздника, кажется, Дня Святой Троицы.

Сначала я нашла куриный фастфуд, но в нём не оказалось той еды, которую я обычно покупаю, пришлось искать дальше. Мне приглянулся ресторан "Правый берег", в нём даже было меню на русском языке. Много вкусной еды и питья обошлось всего в 24 евро. Надо запомнить этот место на будущее. Сидя в глубине ресторана, я могла беспрепятственно рассматривать людскую реку, проплывающую за окном, что было очень интересно для антропологических наблюдений.

На обратном пути в магазине Монопри купила йогурт на ужин, пирожок с сыром и немного фруктов. В отель вернулась сытая и довольная, и теперь уже комната не казалась такой отвратительной. Я постаралась найти плюсы, и это удалось: тёплая батарея центрального отопления (все дни во Франции холодно), душ с гибким шлангом, а не с лейкой на потолке, удобная полка вдоль всей лежанки, и самое главное - телевизор может показывать видео с моей флешки (в других отелях это не удавалось). Включила "Приключения Принца Флоризеля" и с удовольствием посмотрела все три серии. Особенно наслаждалась прекрасной игрой артиста Игоря Дмитриева.

Ночь прошла тихо, мне удалось отлично выспаться.

11.06.2019. Вторник. Париж. Утром сходила на завтрак за 7 евро. Ну, если брать по два кофе, то он вполне может окупиться. Круассан, хлеб, масло, джем, йогурт, банан, стакан сока. Это, конечно, не овсяная каша с сыром и ветчиной, но наесться можно. Когда я завтракала, подошёл портье и рассказал, что его брат (они из Бангладеш) учился в Смоленске на врача-хирурга, и что Россия очень помогала им в трудные годы, и что сын этого портье никогда не видел русских денег, в общем, пришлось подарить ему несколько рублей.

Следующий пункт программы - зоопарк. В местном зоопарке я была 18 лет назад, и тогда он был в руинах. Потом его закрывали на несколько лет на реновацию. Интересно посмотреть, что там теперь. От метро до зоопарка идти несколько сотен метров, заблудиться трудно, входной билет для взрослого стоит 20 евро.

Набор животных в Парижском зоопарке небольшой, но условия для них созданы очень приличные. Хорошая логистика движения по маршруту осмотра, есть специальное большое место для отдыха детей и для пикников. В общем, мне понравилось. Особенно умилила одна птичка, совсем ручная, она подлетела ко мне и стала позировать, её даже можно было погладить. Размером примерно с голубя, но более стройная, сине-зелёная с красивыми жёлтыми бугорками вокруг глаз. Позже я погуглила - это оказался белоухий турако из Африки.

Примерно в середине маршрута я остановилась на обед в кафе. Взяла "фиш-энд-чипс", то есть жареные кусочки рыбы и картошки. Съедобно. Отдохнув, двигаю дальше. Интересно наблюдать за марами, это такие грызуны, родственники морских свинок, внешне выглядят как нечто среднее между сайгаком (это антилопа) и зайцем-русаком. Я когда-то общалась с марами в зоопарке Буэнос-Айреса, там они свободно бродят без клеток, и их можно кормить специальным кормом. Здесь, в Парижском зоопарке, они живут в большом вольере вместе с ламами-гуанако и нанду (птицы типа страусов). Наблюдая, как они валяются на солнышке, я в очередной раз убеждаюсь, что многим животным в хороших европейских зоопарках живётся гораздо лучше, чем на воле, тем более, что дикой природы для них уже не осталось.

С удовольствием понаблюдала за бабуинами. Раньше меня не очень интересовали эти обезьяны, но после того, как я прочитала книгу Сапольского про Африку и павианов, они стали гораздо ближе и понятнее.

Начинает накрапывать дождь, но пока не критично. Неспешно осматриваю всех оставшихся зверей и иду на выход. Уже на обратном пути от зоопарка пошёл сильный дождь, пришлось доставать зонтик буквально в сотне метров от метро. А около отеля дождя уже не было. На ужин у меня есть йогурт и вчерашний круассан, можно никуда не выходить. Проверила местные программы на телевизоре - только французские, причём без новостей - их бы я послушала. Ну что же, включаю свою флешку и наслаждаюсь первыми двумя сериями фильма "Наверное, боги сошли с ума".

12.06.2019. Среда. Париж - Штутгарт. Утром я спустилась на завтрак, и вдруг оказалось, что он не оплачен, хотя я точно помню, что просила завтрак на оба дня. Ну, теперь в этом отеле меня уже ничего не удивляет и даже не возмущает. Всё ожидаемо и последовательно. Пришлось вернуться в номер за деньгами, заодно разменяю десятку для мелочи на камеру хранения. К завтраку мне выдали банан, но когда портье отвернулся, я ещё прихватила киви. Хоть какая-то компенсация за отвратительное проживание.

Кстати, вчера в моём номере были уборщики, непонятно только, зачем. Они НЕ выбросили мусор, зато утащили одно из двух выданных при заезде полотенец, так что у меня осталось всего одно и для рук, и для ног. Ладно, пережила и это. В некоторых отелях, я читала в отзывах, полотенец вообще не дают или за отдельную плату.

Около 10 часов выписываюсь из отеля и иду неспешно на Восточный вокзал - он в пяти минутах ходьбы. Сумка тяжеловата, но ничего не поделаешь - приходится её таскать. Я несколько раз пересматривала содержимое, проверяла, нет ли чего лишнего - нет, все вещи нужные и используемые в тот или иной момент. Так что всё своё ношу с собой. Немного ожидания, и вот уже поезд на Штутгарт подан на восьмую платформу. Все билеты на основные поездки я покупала давно, ещё в Питере, с собой у меня распечатки электронных билетов. Их надо прикладывать к турникету при входе на платформу, а потом ещё в самом поезде контролёры проверяют. Здесь контролёр не только проверил распечатку, но ещё и прокомпостировал её - возможно, это как-то связано с тем, что мой билет включает проезд по Штутгарту. Место мне досталось удобное, соседка спокойная, ехать около 3 часов. Прямо передо мной - экран со всяческой информацией: следующая остановка - Страсбург, скорость 316 км и прочее. Через какое-то время я обнаружила, что некоторые надписи идут на немецком языке, а я и не заметила, читаю их подряд вместе с французскими, не задумываясь.

Вагон полный, но после Страсбурга народу поубавилось, а в Карлсруэ почти все вышли. Вот и Штутгарт. Я здесь была ровно 10 лет назад, приезжала на один день из Мюнхена, где жила целый месяц и учила немецкий язык в Гёте-институте. В тот раз от вокзала в местный зоопарк я шла пешком по красивому парку с разными скульптурами вроде коней Клодта на Аничковом мосту, по пути разговорилась с местными жителями, и они рассказали, что власти собираются переделывать вокзал и всю прилегающую зону под сквозные скоростные поезда, и вся эта красота здесь будет уничтожена. Очень было жалко. Но через пару лет, когда начался снос старинных зданий, местные жители вышли на демонстрации протеста, буквально ложились под экскаваторы, и власти вынуждены были уступить. Был сделан новый проект, который сохранял исторические здания и зелёные насаждения, а все поезда заглублялись под землю. Сейчас перед вокзалом грандиозная стройка, видны будущие тоннели, по которым даже водят экскурсии.

С трудом я нашла выход с вокзала через строительные заграждения, ещё побродила вокруг в поисках нужного адреса. Двое местных жителей сказали, что никогда не слышали о такой улице, а потом оказалось, что мы прямо на ней и стоим.

Отель "Мак" очень приятный, всего 65 евро за двоих плюс по 7 евро за завтрак и совсем рядом с вокзалом. Моя напарница Лена должна прилететь ближе к вечеру, и у меня есть время погулять по городу и разобраться с билетами на завтрашний поезд. Погода отличная, город приятный, прогулка оставила прекрасное впечатление. Внезапно от Лены пришла тревожная смска: её рейс отменили, и её посадили вместо самолёта на поезд. Я пришла в ужас - ведь Лена летит из Риги, а сколько оттуда поезд едет - два дня, не меньше! Очень расстроилась. Но через несколько часов стук в дверь - Лена приехала, оказалось, что из Риги она долетела до Франкфурта, а оттуда уже приехала поездом. Уфф, можно выдохнуть и успокоиться. Мы вместе сходили за билетами на завтра, будем выезжать в 9.30.

13.06.2019. Четверг. Штутгарт - Бух. Утром завтрак очень порадовал - шведский стол, всего много, вкусно, просто наслаждение после недавнего парижского отеля. Ну и вскоре уже топаем на вокзал с вещами. Сначала едем в Ульм, почти два часа на сверхмедленном поезде, потом пересадка на поезд на Меммингем, через 25 минут выходим в Иллертиссене. Здесь нас встречают и везут в деревушку под кодовым названием "Бух". На самом деле город Бух где-то неподалёку, и у этой деревушки другое название, но для FEI (международной федерации конного спорта) она называется именно так. Прибыв на боевое поле, сразу включаемся в работу. Получаем жилеты официалов - они чёрные, что очень стройнит, но это не лучшее решение для летней жары, впрочем, тут уж ничего не поделаешь. Кстати, жилеты официалов и стартовые номера всадников в Европе называют "биб", по-английски это означает "слюнявчик".

Как обычно, день перед первыми стартами проходит не слишком суматошно, кто-то уже приехал, кого-то ещё ждём, спешить некуда, реально работают только ветврачи на предварительной ветинспекции, ну ещё стюард, который рисует номера на крупах лошадей, и стюард, который взвешивает всадников. Меня поставили следить за конюшней, в которой шло интенсивное заселение лошадей. После преинспекции - брифинг и ужин, а затем нам выдали ключи от общаги где-то в соседнем городке Вайсенхорн, и мы все поехали её искать. Это оказалось непросто, но всё же удалось. В наших апартаментах три комнаты, в них по две кровати, есть санузел и кухня с холодильником и чайником. Жить можно. Другие официалы устроились ещё в двух таких же апартаментах на разных этажах.

Вечером мы собрались в одной из чьих-то комнат и устроили небольшую импровизированную вечеринку. Интересно, что все довольствовались только питьём - пиво, вино, лимонад. У нас бы к этому быстро соорудили закуску, а здесь - нет, не принято.

Наш шеф-стюард - Джульетта, некрупная дама солидного возраста. За особые заслуги её не отправили как официала на пенсию в 70 лет, она продолжает числиться в списках FEI. У неё собраны ВСЕ пробежные квалификации по максимуму - и судейские, и ветеринарные. Старушка совершенно неугомонная, и вечером её тоже не остановить, готова до рассвета рассказывать всякие случаи из практики, а нам вообще-то не мешало бы поспать. Потихоньку утекаю с вечеринки, за мной и другие потянулись.

14.06.2019. Пятница. Бух. Утром в предрассветных сумерках выдвигаемся на работу на разных машинах, я еду с Сусанной, ветврачом из Чехии, очень приятной молодой женщиной. Высадив пассажиров на боевом поле, она умчалась на контрольный пункт на маршруте пробега, где должна проверять проезжающих мимо лошадей на наличие-отсутствие хромоты. Это такая особенность национальных немецких пробегов. А мы расходимся по местам работы - кто на старт-финиш, кто на ветконтроль, кто в секретарскую будочку. Здесь ручной тайминг, не электронный, спортсменам выдают специальную карточку - одну на всё соревнование, и в неё вписывают время приезда с каждого этапа, входа на ветгейт и отправки на следующий этап. У нас для этого обычно выдают разные бумажки на каждом этапе. Надо будет попробовать и на наших соревнованиях поработать с едиными карточками.

В первый день на разные зачёты выехало 26 всадников. Стошестидесятники стартовали с восходом солнца, и трое из них достойно финишировали с минимальной скоростью около 9 вечера. Остальные ехали с разной степенью успешности. Несмотря на жару 34 градуса в тени и почти полное отсутствие ветра, никого из лошадей не снимали по метаболике. А вот люди не выдерживали. Перед предпоследним этапом на 160 км один всадник, пожилой мужчина (62 года) из Швейцарии, потерял сознание от теплового удара. Его увезли на скорой в клинику и довольно быстро откачали. Очень жаль, что он не смог завершить пробег, ведь его лошадь была в отличном состоянии.

Как всегда, были всякие инциденты, к счастью, без особых последствий. Одна лошадь ночью убежала из загона, её нашли только к середине дня в десяти километрах от нашей деревушки. Привели, осмотрели, всё нормально, будет стартовать завтра. Кстати, ловили эту лошадь и вели с собой всадники, ехавшие 120 км, они потеряли на этом почти полчаса, но зато были удостоены специального приза от организаторов.

Ещё случай - одна лошадь ударила другую копытом по лбу и рассадила подковой кожу, лечащий ветврач наложил такой аккуратный шов, что ничего не заметно. Очень много работы у коваля - к нему постоянно очередь. Грунт сложный, подковы то и дело отлетают.

Интересно проходит голосование ветврачей - вместо бумажек здесь используют фишки как в казино. Каждому вету перед пробежкой лошади выдают по две фишки, на которых написано "пасс" (прошёл) или "фейл" (снят). После осмотра судья говорит: "сдайте голосующие фишки" - и ему на ладонь каждый ветврач кладет одну из фишек надписью вниз (это его решение). После этого судья забирает оставшиеся неголосовавшие фишки и прячет их в карман. Потом отворачивается и смотрит, какие фишки в ладони - это и есть результат. Так делают на национальных соревнованиях, а на международных обязательно надо голосовать с бумажками и хранить их в укромном месте - тогда результат могут потом проверить главный судья или апелляционный комитет.

Бригада судей и ветврачей собралась очень дружная, мы быстро сработались. С некоторыми мне и раньше доводилось работать вместе. Среди спортсменов тоже неожиданно много знакомых - и по январской поездке в Ламотт-Беврон, и по апрельской в Дормаген, а с некоторыми виделась буквально неделю назад в Кастельсаграте. Чувствую себя очень комфортно в такой дружеской обстановке.

Лошади здесь отличаются по внешнему виду от французских. Много тракенов и крупных помесей, многие довольно упитанные. Особенно понравилась одна буланая лошадка, очень толстенькая, она с лёгкостью по жаре пробежала 120 км. Хозяйка уверяет, что это порода креоло из Аргентины, но на вид - чистая вятка, ну или фьордская лошадка. Масти здесь тоже поразнообразнее, например - есть частично чубарая лошадь (бурая спереди, пятнистая на крупе). Неплохо выступили два кабардинских коня, но им здесь жарковато из-за тёмной шерсти. Всадники не только из Германии, но и из Швейцарии, Италии, Бельгии, Омана и Саудовской Аравии. Официалы тоже из разных стран: судьи - из Германии, Норвегии, России, Швейцарии, ветврачи из Германии, Литвы, России и Чехии. Разговариваем всё время на разных языках, я уже даже не замечаю, как перехожу с одного на другой. Когда в первый день мы искали дорогу в общагу, стали расспрашивать местных жителей, они оказались сербами, и неожиданно пригодился польский язык. В общем, мозг напрягается вовсю.

После работы наша неугомонная бабушка Джульетта вновь собрала у себя вечеринку, но на этот раз мы принесли с собой орехи, фрукты, шоколад, конфеты - что у кого осталось. Все рассказывали много интересного, и мы с Леной набирались опыта. Но всё-таки надо идти спать.

15.06.2019. Суббота. Бух - Ульм - Париж. Утром всё повторяется, грузимся в машины и едем на боевое поле. Вот только мы с Леной грузимся с вещами - в общагу уже не заедем. Старт сегодня немного позже, чем вчера, так что солнце уже встало. Второй день соревнований порадовал хорошей погодой: ветер, облака, не очень жарко. Как и в первый день, ни одна лошадь не была снята по метаболике, ну и люди все чувствовали себя гораздо лучше, чем вчера.

Сегодня приехала допинг-комиссар - Астрид с дочкой-помощницей. Их удовлетворил денник (всего один) с высокой густой травой вместо пола. Помощница была в шортах, что не приветствуется для официалов. В общем, в Германии к правилам тоже гибко относятся. Взяли пробы от трёх лошадей - победителей в разных зачётах и уехали. Говорят, вчера был национальный допинг-контроль, но я его не заметила.

Для меня некоторую сложность создаёт несоответствие национальных правил международным, притом что здесь разрешено международным судьям выполнять работу национальных (у нас нельзя). Например, здесь разрешено ездить на пробегах с хлыстом, с капором, прикрывающим уши лошади, финишировать пешком, ведя лошадь в поводу, и многое другое, что запрещено FEI. В какой-то момент меня поставили фиксировать время на финише, и одна девушка прямо перед финишем упала с лошади - та испугалась белой линии, нанесённой краской на траву, и резко затормозила. Спортсменка хотела перейти линию финиша пешком, но я заставила её сесть на лошадь и финишировать в седле. Мне говорят: "не надо было её напрягать, можно было и пешком финишировать", но я считаю, что поступила правильно. Если хочешь быть успешным всадником - не давай лошади навязывать тебе свою волю, заставь её выполнить то, что запланировано.

Ещё одно странное правило - проводить повторный ветконтроль через 2 часа после финиша. Нам всем пришлось тупо сидеть и ждать два часа, пока не осмотрели последнюю лошадь.

Что мне здесь очень НЕ нравится, так это то, что многие официалы курят и на ветгейте, и на старте-финише. Деваться от них некуда, а замечание делать неудобно. Главный судья смолит, не переставая. Мне кажется, что это глубокое неуважение к окружающим, но здесь никто не обращает внимания. Для себя я сделала важный вывод - стараться не приглашать на наши соревнования курящих официалов.

В общем, соревнования прошли хорошо, но были и острые моменты. Очень бурно финишировали юноши на 120 км. Типа как у нас бывало. Проскакали весь тормозной путь, всю поливочную зону прямо по вёдрам и чуть не въехали в конюшню. К счастью, никто не упал и не покалечился. Я всё-таки считаю, что последний финиш надо делать в сторону ОТ конюшни и лошадей, чтобы тормозить было легче.

Всадники приехали ноздря в ноздрю, только при покадровом просмотре видеозаписи удалось определить, чей нос впереди. Да, надо всегда делать видеофиксацию финиша.

Вот и закончились соревнования, тепло прощаемся со всеми. Добавилось опыта и хороших знакомых. Сусанна довезла нас до Ульма, меня на автобусную остановку, Лену на вокзал. Ей ехать до аэропорта в Штутгарте, а мне на автобусе до Парижа. Не самый удобный способ передвижения, но зато дешёвый и экономящий целый день, да и ночёвку в отеле.

Автобусная остановка в Ульме - небольшая, всего пара скамеек под крышей, сперва они были заняты, и я устроилась на травке неподалёку. Автобусы подходили один за другим, разные фирмы, разные направления, в Будапешт, в Бухарест, в Мюнхен и т.д. У меня билет на "Фликсбус", он выехал из Вены и должен здесь быть около 22 часов. Народ убывал, и я переместилась на скамейку. Мой автобус опоздал почти на час, за это время началась и закончилась гроза, но не слишком сильная. Хорошо, что при покупке билета через Интернет я заказала смс-информирование, мне пришло несколько сообщений об опоздании автобуса, так что я не очень волновалась по этому поводу. Наконец, он подъехал, водитель проверил мой билет и паспорт, забрал багаж и куда-то унёс, а я поднялась на верхний этаж и нашла своё место - впереди, у прохода, вполне удобное, хорошо откидывается спинка, есть зарядка для мобильника. Вообще, мне обычно хватает заряда телефона на целый день, а то и больше. Но здесь я много пользуюсь Интернетом (МТС рулит), много фотографирую, и из-за яркого солнца приходится включать подсветку экрана на полную мощность. Поэтому примерно с середины дня я начинаю искать поблизости какую-нибудь розетку. Из других удобств в автобусе есть туалет, вполне приличный, хотя и очень тесный, а также персональный светильничек, но мне он не нужен.

16.06.2019. Воскресенье. Париж - Компьень - Париж. Автобус ехал какими-то странными дорогами - очень много крутых поворотов то в одну, то в другую сторону, но я довольно быстро отключилась и уже ничего не замечала. Накопившиеся усталость и недосып сделали многочасовой ночной переезд практически незаметным. В 8 утра мы уже были в Париже, на набережной Берси. Я вспомнила этот огромный подземный автовокзал - когда-то приезжала сюда на автобусе аж из Питера. Ближайшее метро - Берси, ползу туда, покачиваясь и зевая.

Мой проездной ещё работает, сажусь на метро и еду до Шатле, там надо пересесть на другую линию и ехать на Северный вокзал. Пересадка внезапно вызвала сложность - она была закрыта на ремонт. Пока я пыталась включить мозг и понять, куда идти дальше, какая-то пожилая француженка уверенно повела меня на RER, и мы успешно приехали на нужный вокзал. Запихиваю сумку в камеру хранения (теперь у меня предусмотрительно накоплена мелочь) и иду завтракать в ближайшее кафе. Беру круассан и кофе, сажусь за столик и оказываюсь рядом с той самой дамой, что мне помогла в метро. Бонжур мадам, мерси, бон аппетит! Ну а затем мы снова прощаемся, мне пора на поезд в Компьень. Обычно я покупаю билет у кассира, чтобы ничего не перепутать, но в этот раз очередь в кассу была слишком большая, и я решила воспользоваться автоматом. Он оказался неожиданно простым и понятным, так что вскоре у меня уже был билет. Я не очень помнила, надо ли его компостировать, на всякий случай спросила у какого-то охранника на платформе, и он без лишних объяснений сам прокомпостировал мой билет в ближайшем аппарате.

Вот и поезд, людей мало, вагон возрастной, но места вполне удобные. Выхожу на станции Компьень и иду искать такси, так как не очень представляю, куда идти дальше, знаю только, что не очень далеко. Такси довезло меня до конноспортивного комплекса всего за 12 евро. Дорога оказалась очень простой - мост через реку и потом всё время вдоль забора ипподрома. Дальше уже всё понятно - вот парковка для коневозов, вот ведут коней, и мне туда же.

Боевое поле для пробегов здесь устроено прямо на конкурных и выездковых манежах и на зелёных лужайках между ними. Всё выглядит шикарно, только поливочная зона уже превратилась в болото. Среди официалов встречаю много знакомых - и по Франции, и по Германии, и в том числе Барбель. Улучив свободную минуту, обмениваемся новостями. Барбель всего пару дней назад получила высший судейский уровень 4 звезды, и это оказалось очень кстати - итальянский судья внезапно заболел, и Барбель поставили на его место.

Я спросила про Питер, всё ли было хорошо после моего отъезда - да, всё отлично, очень понравилась прогулка по ночному городу и разведённые мосты. Дальше мы уже не могли разговаривать - начали прибывать всадники на финиш, и работа судейской бригады закипела.

Ну а я неспешно и очень внимательно осмотрела все зоны соревнований, только лазарет не нашла, зато нашла в какой-то каморке на трибунах розетку и подзарядила свой мобильник. Здесь много интересного и во многом напоминает Кастельсаграт, хотя официалов значительно меньше, и всё более компактно расположено. Так же много участников на всех зачётах, так что я увидела ещё больше отборных лошадей и всадников Франции, та же бригада тайминга, те же судьи и ветврачи, но нет той атмосферы всенародного деревенского праздника, как в Кастельсаграте. Там это было величайшее событие года, а здесь - лишь одно из множества подобных. Шикарно, но не душевно. И очень много докучливых мелких мошек. Но лошади хороши, ничего не скажешь!

Дождавшись резвого финиша самых первых стодвадцаток, отправилась обратно на вокзал, теперь уже пешком. Попыталась рассмотреть ипподром через щёлочку в заборе, но без особого успеха. Поняла только, что он тоже шикарный. Дальше мне пришлось включить гугл-карту, чтобы определиться с маршрутом. Вот и река, за мостом - красивый конный памятник, узкие улочки и много старинных зданий. Над одной из них - навес из разноцветных зонтиков, очень нарядно. На вокзале быстренько нахожу розетку и подзаряжаю телефон. То же самое - когда приезжаю на вокзал в Париж. Так и передвигаюсь - от розетки к розетке. Наконец, созваниваюсь со своей подругой, она уже дома, можно ехать к ней. Мне очень надоело таскать свою сумку по всей Европе, но ничего, уже недолго осталось. Надо бы к этой сумке пришить лямки как на рюкзаке, тогда будет легче носить.

Вечером мы отметили нашу встречу и мой день рождения сладчайшим портвейном и закусили утиной ногой. Французы делают невероятно вкусные консервы из утки. Хотелось разговаривать ещё и ещё, но глаза уже слипаются. Завтра подруга уходит на работу рано утром, а я останусь и смогу, наконец, выспаться.

17.06.2019. Понедельник. Париж. Сегодня у меня валятельный день. Весь день я валяюсь на диване и не выхожу на улицу. Ну только на балкон иногда. Спала аж до 10 часов утра, и что самое радостное - наконец-то на завтрак у меня овсяная каша! Две недели без каши было прожить нелегко. А здесь для меня заготовлены овсяные хлопья, молоко и всё прочее. Ура!

Читаю, разруливаю какие-то проблемы следующих соревнований, пишу заметки, отвечаю на сообщения, и всё это полулёжа. Как здорово!

На обед - утятина. И снова - на диван. Ноги целый день без обуви не верят своему счастью. Кожа без палящего солнца - тоже.

Жаль, что всё это блаженство только на один день. Завтра снова в путь, меня ждёт перелёт в Питер, а послезавтра в 5 утра я уже должна ехать в лес, где надо будет проводить полевую практику со студентами среди бобров, лосей, кабанов и медведей.

18.06.2019. Вторник. Париж - СПб. Снова подъём ни свет, ни заря. Путь в аэропорт не близок. Надо ехать из южного пригорода Парижа в северный с пересадкой - на двух электричках RER. Попыталась купить билет в автомате, но тот оказался совершенно неадекватным: вместо того, чтобы показать меню с вариантами билетов, начал громко и радостно рассказывать, какой он крутой и современный, и предлагать варианты расцветки экрана и текста. Так и не сумев пробиться через всю эту саморекламу, я обратилась к живому кассиру, и через пару минут на руках у меня был заветный билетик за 14 евро с мелочью.

Скоро подошла электричка, довольно плотно заполненная людьми, но всё же место сидячее нашлось. На Северном вокзале пересадка, она оказалась неожиданно удобной - надо всего лишь перейти на другую сторону платформы, как у нас на Техноложке. Наконец, аэропорт Шарль де Голль. Приехала я рановато, но лучше здесь подождать. Никогда не угадаешь с парижскими электричками - бывают задержки и по техническим причинам, и из-за какой-нибудь забастовки (кстати, подруга моя буквально на следующий день просидела почти 3 часа в электричке, которую остановили из-за каких-то людей, гуляющих по рельсам). А так я уже в аэропорту и могу спокойно дочитать "Биологию добра и зла" Сапольского. Впрочем, за один раз его всё равно не осилить, наверняка придется ещё и ещё перечитывать.

Народ начал скапливаться у стойки регистрации задолго до того, как на табло появилась информация о нашем рейсе. Почему-то в Париже не действует онлайн регистрация, приходится всем стоять в живой очереди. Потом очередь на паспортный контроль, её довольно быстро разруливают специально обученные люди. Потом ещё большая очередь на досмотр, ну хоть разуваться не заставили. До самолёта ещё есть время, можно съесть последний аутентичный круассан и заглянуть во всемирную сеть. Бесплатный вайфай в аэропорту никуда не годится, но зато отлично работает мобильный Интернет, кстати, не только МТС, но и Мегафон.

В самолёте мне досталось место у окна в самом последнем ряду. Спинка кресла не откидывается, даже наоборот, немного наклонена вперёд, и для ног места маловато, но это всё сущая ерунда, ведь я лечу домой. Погода ясная, отлично видно всё внизу, и оказалось, что значительная часть пути проходит над морем. Видны редкие корабли с белыми пенистыми кильватерами. Но вот снова берег и суша. Ой, нет, опять море кругом и какие-то островки. Вот, теперь суша и посадка в Пулково. Паспортный контроль прошёл быстро, только багаж почему-то долго не выгружали. Я уже начала опасаться, что моя сумка отстала от меня, но нет, всё в порядке.

Наконец-то я дома! У меня есть несколько часов, чтобы собраться в очередной путь - за полторы сотни километров от города в глухой лес на неделю. Но это уже другая история.

Вернуться к началу рассказа

На страницу путевых заметок

На главную страницу