Мои первые 120 километров. Кавказ, октябрь 2023 г.

На пробеге

Часть первая. Подготовка.

День первый. Пятница, 13 октября. Ранним утром стою возле парадной, жду такси. По тёмному предрассветному небу носятся клочья облаков, штормовой ветер рывками качает всё, до чего дотянется. С опаской поглядываю на дерево, под которым припаркован мой "Йети" - ветки мечутся совсем рядом с машиной, но, вроде, не критично. На днях неподалёку шквалистый ветер отломал половину высокого клёна, и эти полдерева рухнули вниз как гигантское копьё. К счастью, никого не зашибло, а ведь мы с собачкой под ним регулярно прогуливались. Теперь приходится перелезать через лежащий ствол.

Вот и такси. Летом я освоила приложение "Яндекса", оказалось очень удобно. Загружаюсь, едем, начинаю задрëмывать, но просыпаюсь от того, что машина довольно резко вильнула вбок. Смотрю в окно - ясно, вместо Пулковского шоссе мы чуть не свернули на М-11. Нет, в Москву нам не надо. Хотя там на завтра намечается интересный пробежный турнир, но мне нынче не до него. Мой первый пункт назначения - аэропорт, рейс в Минеральные Воды. Я снова буду пытаться осилить дистанцию 120 км, и снова на Кавказе. Год назад мне это не удалось, но попробую ещё раз.

Как и в прошлом году, всё довольно сумбурно происходит: сначала турнир передвинули на неделю вперёд, мне пришлось менять билеты на самолёт и перекраивать расписание в университете. Затем травмировалась лошадь, на которой я готовилась выступать, и пришлось срочно искать замену. Спасибо Ахмату Алиеву - он позволил мне ехать на знаменитом Ландыше - одном из лучших своих коней. Этот конь много раз успешно выступал и даже установил в прошлом году рекорд России на 160 км, но в этом мае на Кубке России захромал на финишном контроле (как обидно!) и потом долго восстанавливался. Так что на соревнованиях нам надо будет ехать очень аккуратно.

В нашей сборной Санкт-Петербурга, выдвигающейся на всероссийские соревнования на Кубок первого президента Кабардино-Балкарии, - четыре участника плюс ветврач команды Вероника. Трое спортсменов заявились на 160 км (Алина, Маша и Лера) и один на 120 (это я). Маша и Лера взяли с собой своих лошадей, а мы с Алиной арендуем здесь, на Кавказе. Коней из Питера привезли заранее, за две недели, чтобы они успели акклиматизироваться, все остановились у друзей в конюшне, где я тренировалась этим летом. Я тоже сумела выкроить время и приехать за неделю, чтобы получше подготовиться на месте. Правда, пришлось срочно отменять бронь отелей в Пятигорске, вместо этого буду жить в одном из посёлков Карачаево-Черкесии. У Ахмата на тренировках я ещё не была, условий не знаю, поэтому запаслась разными одëжками и обувью.

Вот и Пулково, быстро прохожу все контроли и заказываю кофе в "Шоколаднице". А когда пришло время расплаты, с грустью обнаруживаю, что забыла дома банковскую карту. Пришлось доставать наличные. Впрочем, грустила я недолго, вспомнив, что на Кавказе картой и не пользуюсь, обычно там в ходу наличные мелкими купюрами и монетами. К тому же, смартфон с собой. Вот только куаркодом платить я так и не научилась. Ну ничего, если понадобится, буду переводить онлайн (и не понадобилось).

Эльбрус под крылом

При подлёте к Минводам красиво показался Эльбрус. Он мне и потом постоянно показывался. Получив багаж, двигаю к выходу и по пути соглашаюсь на предложение поехать на такси вместе с ещё одной попутчицей - так подешевле может получиться. Таксист ведёт нас узкими тропами куда-то на задворки аэропорта. Оказывается, здесь совсем рядом есть бесплатная парковка, о которой никто не знает. Грузимся в машину, но внезапно выясняется, что у моего чемодана заклинило ручку, и она не убирается. Всего-навсего две поездки, и уже поломка. Пришлось так и грузить чемодан с торчащей ручкой. Только вечером после долгих мытарств, чуть ли не кувалдой мне удалось загнать её на место и там забыть навечно. Теперь будет тяжко таскать чемодан. До посёлка добрались примерно за час-полтора с учётом завоза попутчицы, с которой мы приятно поболтали в пути. Меня встретили и поселили в просторную тёплую комнату. Быстренько пьëм чай, садимся в брутальный УАЗик и едем на конюшню - буду знакомиться с боевым конём. Точнее, знакома я с ним давно, много раз видела на соревнованиях, но ездить на нём верхом ещё не доводилось.

Пейзаж вокруг очень впечатляющий. Ровные участки плато перемежаются крутыми обрывами к речке, протекающей где-то далеко внизу. Отвесные скалы, пологие равнины, за ними две верхушки Эльбруса, как две белые яранги. Всё плато покрыто травкой, но на северных склонах оврагов уже лежит снежок - он выпал несколько дней назад и так и не растаял. Везде пасутся коровы и кони, много-много. Этот пейзаж мне немного знаком, ведь совсем рядом, буквально в нескольких километрах находится туристический комплекс "Медовые водопады", где семь лет тому назад я отлично провела несколько дней (об этом - здесь)

Мы проезжаем около восьми километров вверх по каменистой грунтовке, затем крутой спуск в овраг к ферме. Здесь внизу полностью пропадает мобильная связь, чтобы позвонить - надо забираться наверх, на плато. Ферму охраняет пара собак-волкодавов. Я спрашивала у местных жителей, есть ли здесь волки, но вроде бы они редко встречаются, а вот шакалы захаживают. И ещё здесь довольно много всяких жирных птичек - стаи голубей, воробьëв, сорок, воронов и каких-то курообразных типа куропаток. Точнее я не успела разглядеть - однажды они выпорхнули из под копыт коня, он от неожиданности споткнулся, и мы чуть не полетели кубарем, так что мне было в тот момент не до птичек.

На ферме кипит бурная деятельность - отъëм молодняка. С пастбищ по очереди пригоняют небольшие табуны маток и сортируют жеребят. Одних жеребят грузят в прицепы и увозят, других будут держать в загоне на конюшне, а третьих оставляют пастись с матерями до самого снега. Взрослые кони взирают снисходительно на эту суматоху. Они отдыхают в тенёчке под навесом, с удовольствием валяются в ожидании ужина.

Кони валяются

Спортивные кони вольно пасутся в промежутках между тренировками. К сожалению, при этом бывают неприятные инциденты - буквально вчера Ландыша укусил за бок какой-то жеребец. Ранка небольшая, но расположена в очень неудобном месте - прямо под крылом седла за подпругой. Из-за неë коня могут не допустить к соревнованиям. Надеюсь, за неделю всё зарастёт, но надо что-то подложить под седло, чтобы не натирало. Попробовали толстый плед с прорезью на месте ранки, но он мало помог, надо что-то придумать получше. По пути к дому заехали в магазин и купили настоящий войлочный потник - как давно я таких не видела! Надеюсь, с ним у нас что-то получится. Дело идёт к вечеру, быстро темнеет, как будто выключают свет, возвращаемся домой в сумерках. На ужин - жареная картошка с мясом, всё своё, домашнее. И, наконец, можно завалиться спать. День был длинный и утомительный, а завтра рано вставать.

День второй. Суббота, 14 октября. Встаю рано, в 5 часов, утренняя гимнастика, затем варю на завтрак свою обычную овсянку. Гостеприимные хозяева снабдили меня домашними продуктами - молоко, масло, сыр, колбаса - всё своё, самодельное и очень вкусное. В 7 часов, хорошенько утеплившись, гружусь в УАЗик, едем на ферму. Там собираем с пастбища коней и кормим их. Теперь, пока они едят, у нас есть примерно час, чтобы смастерить потник с дополнительными утолщениями - вырезаю их из пледа и приклеиваю "Моментом" (после эпопеи с разваливающимися кроссовками клей у меня всегда с собой). Надо сказать, что ухищрения с потником привели к успеху - ранка начала заживать даже при постоянной седловке и позже на пробеге ни у кого из ветврачей не вызвала интереса.

На тренировку отправляемся вверх на плато. Мы с Ландышем потихоньку приспосабливаемся друг к другу. Сначала шагаем, потом рысь. Рысь нормальная, средней амплитуды. Затем переходим на кентер (неспешный галоп) со скоростью от 18 до 23 кмч. Скачем непрерывно около 50 минут. Поначалу мы немного отстаём от напарника, но потом мой конь разогрелся и уже стал вперёд вырываться. Короткий галоп очень приятный, не утомляет всадника, а вот побыстрее уже надо напрягаться, чтобы нормально сидеть в седле и не мешать коню.

На Ландыше на плато

Пейзаж вокруг впечатляющий. Совсем рядом - ущелье, внизу под нами кружатся огромные орлы. Выглядит жутковато. После скачки немного шагаем и спускаемся к ферме. Рассёдлываем коней, поливаем их водой из шланга и затем отпускаем на пастбище - пускай до завтра отдыхают. У Ахмата здесь ещё много дел, а меня отправляют домой на попутной машине с прицепом, гружёным жеребятами. Там меня уже ждёт вкусный обед. Какое счастье, что хозяйка, как и я, терпеть не может лук - наконец-то я могу нормально питаться!

После долгого пребывания на свежем воздухе в горах, после интенсивной тренировки, после сытного обеда меня неудержимо потянуло в сон, сопротивляться не было ни сил, ни желания. Так что пару часиков я подремала. К вечеру нашего полку прибыло - приехала Саша из Москвы, она тоже арендует коня у Ахмата, и тоже здесь впервые. Мы вместе поужинали, обсудили прошлые и будущие соревнования. Завтра с утра Ахмат поедет на какие-то местные скачки, и тренировка будет после обеда. Значит, можно будет выспаться и сходить на местный рынок, который как раз по воскресеньям работает.

День третий. Воскресенье, 15 октября. Утром Ахмат вместе с Сашей отправились на скачки, а я поехала на маршрутке в центр села. Мне хотелось найти что-то из импортных фруктов и войлочные тапки местного пошива - в прошлом году очень удачно такие купила в Нальчике, теперь надо ими снабдить маму тоже. Побродила по рынку, нашла и тапки, и фрукты (мандарины и нектарины), потом немного прошлась по центру, но стало жарко, да и тяжёлый рюкзак уже утомлял, так что нашла какого-то таксиста и поехала обратно. Таксист хоть и местный, но заблудился, пришлось включить навигатор и указывать дорогу. А дома меня уже ждал вкусный и сытный обед.

Вскоре приехали со скачек Ахмат и Саша, мы быстренько собрались и отправились на ферму. Поседлали коней и поднялись на плато - Ахмат на Астемире, я на Ландыше, Саша на Риме. Довольно тепло, солнце, сделали рысь-кентер, Ближе к концу тренировки пустили коней в резвый галоп. Насчёт скорости не могу сказать точно - у Ахмата приложение на телефоне показало 50 км/ч, а мой Гармин только 35 км/ч. Мне всё-таки кажется, что скорость была не больше 40 км/ч. Но, во всяком случае, ветер в ушах свистел основательно. Было очень классно! После галопа кони долго не могли успокоиться, всё порывались ещё скакать, с трудом их успокоили.

На плато

На плато

Помощь по хозяйству

После тренировки мы помогали Ахмату по хозяйству - у его работников сегодня выходной. Саша готовила корм для коней, а я варила кашу для собак и добывала растопку для печки. Мне потом ещё не раз приходилось топить печку в сторожке, когда мы задерживались допоздна - как только солнце садится, резко становится холодно. С дровами здесь туговато, но я нашла какую-то старую берëзовую колоду и наломала крупных, хотя и сыроватых щепок при помощи топора и кувалды. Не очень охотно, но они разгорались и давали хороший жар. Огонь - это жизнь.

День четвёртый. Понедельник, 16 октября. Рано утром мы уже на ферме. Коней поблизости не видать, но Ахмат съездил на УАЗике куда-то за горизонт и пригнал Ландыша и Рима. Кормим, ждём час, седлаемся, едем. Тренировка в спокойном режиме, чередуем рысь, кентер, шаг. Затем мы пообедали взятой из дома кашей с изюмом и какими-то печеньками.

На плато

Слева направо - я на Ландыше, Ахмат на Астемире, Саша на Беркуте

Вскоре Ахмат пригнал с поля ещё двух коней - Беркута и Казбека для вечерней тренировки. Мне достался Казбек. Приятная лошадка, но до Ландыша ему далеко. Возвращались и расседлывались уже на закате. Сборы и обратная дорога проходили в темноте. На завтра нам обещана лёгкая шаговая работа.

День пятый. Вторник, 17 октября. Сегодня поедем смотреть местные красоты. Сначала надо пересечь наше плато, чтобы дойти до соседнего ущелья. По дороге мы встретили огромное стадо овец, их пасли один всадник и одна собака. Интересно было наблюдать за работой собаки - она ловко собирала овец и подгоняла их в нужную сторону. Вот и спуск в ущелье, перед нами очень крутой травянисто-каменистый склон. Спешиваемся и ведём коней в поводу. Они молодцы - аккуратно идут сзади, не обгоняют, не наступают на пятки. Спуск долгий, на середине начинают уставать ноги, но надо продолжать идти. Кое-где приходится перебираться через ручьи и лужи.

Спуск к водопадам

Кони

Вот, наконец, пункт нашего назначения - пещеры с водопадами и сталактитами. Привязываем коней и осматриваемся. Красота необычайная! Водопады вытекают прямо из стен ущелья, внутри пещер тоже капает вода. Вода очень вкусная, пьëм с удовольствием. Пещеры уходят куда-то вглубь, но у нас нет ни фонарика, ни времени для их осмотра. Сталактиты округлые, причудливой формы. Очень впечатляюще.

Водопады

Здесь регулярно бывают туристы, они заботливо оставили для других посетителей несколько полиэтиленовых плащей, дрова и чайник. Очень чисто, никакого мусора. Для костра приготовлено укрытое от ветра место под нависающей скалой. Мне очень повезло, что Саша постоянно снимает всё вокруг на свой смартфон. Благодаря ей у меня теперь много фоток и видео на фоне красивых пейзажей. А то в прошлом году я скакала-скакала по Кавказу, а фоток ни одной нет. Теперь - есть!

Подъём из ущелья

Насладившись чудесными достопримечательностями, садимся на лошадей и отправляемся в обратный путь. Кони быстро и уверенно поднимаются на плато, явно показывая, что это для них привычное дело. Оказывается, на этом склоне они обычно пасутся в зимние холода - здесь мало снега и ветра. Дальше мы идём по огромному пастбищу мимо овечек, коров и коней. Здесь вообще очень много лошадей - куда ни кинешь взгляд, везде табуны, табуны, табуны.

Мы расспросили Ахмата, как используются эти травянистые просторы. Он рассказал, что весной здесь формируют табуны (на два десятка кобыл один косячный жеребец) и затем отгоняют их в предгорья Эльбруса. Там кони пасутся всё лето, а в это время здесь вовсю косят сено. К осени трава отрастает, и в сентябре табуны пригоняют из предгорий обратно. Они пасутся на отаве всю осень и зиму, ну а весной вновь уходят к Эльбрусу. Так что здесь попеременно то пастбище, то сенокос.

Мы вернулись на ферму после полудня, прошли 16 км за три часа. Быстренько сварили картошку и пообедали. Затем Саша поехала на тренировку на другом коне, а мне лошади не досталось, и я решила пройтись по окрестностям. В вечернем освещении всё очень красиво смотрелось. Прогулялась по пастбищу на противоположном от фермы склоне и дошла до его края, дальше оказался крутой скалистый обрыв. Напротив хорошо виден край плато, по которому мы ездим на тренировках. Издали я видела, как тренируется Саша, и хотя она была очень далеко - больше километра, но я слышала, как она разговаривает с конём, как будто мы были рядом. Вероятно, ветер доносил звуки. Попробовала сфотографировать Сашу на свой примитивный кнопочный телефон, вроде, что-то получилось. На фото можно рассмотреть всадника в виде чёрной точки на фоне неба.

Вид на плато

Пастбище издали выглядит довольно гладким, но вот что удивило - на ровном вроде бы месте вдруг обнаруживаются глубокие конусообразные ямы от одного до нескольких метров в диаметре. Их даже со спутников видно как чёрные круги. Просто чудо, что в них никто не проваливается (а может, и проваливается). Наверное, это карстовые воронки. В одну из таких ям втекает ручей и пропадает в глубине, а потом вода вытекает прямо из склона несколькими метрами ниже. В таком месте можно обнаружить настоящее болото. Впрочем, кони уже давно изучили все особенности своего пастбища и чувствуют себя здесь комфортно и уверенно.

Вернувшись, я затопила печку в сторожке, уж очень холодно стало. Саша вернулась с тренировки тоже подмороженная и очень обрадовалась неожиданному теплу. Домой возвращались уже в темноте.

День шестой. Среда, 18 октября. Как обычно, в семь часов утра грузимся в УАЗик и едем на ферму. На сегодня запланирована довольно большая тренировка - сначала рысь, затем сорок минут кентера и реприза резвого галопа, итого двадцать с лишним километров. Кони бодры и веселы, хорошо бы и на пробеге они были в такой форме.

Погода пасмурная и холодная, но хотя бы нет ветра. Обещался дождь, но его так и не было. Печку топлю непрерывно, выискивая везде дрова. Быстро обедаем бутербродами и седлаем следующую пару коней. Ахмат уехал за кормами, нам приходится справляться самим. Не всё пошло по плану, один из коней вырвался и убежал вместе с седлом и уздечкой. Пришлось ловить его при помощи другого коня. Но в конце концов всё наладилось, и мы сделали приличную тренировку с двумя небольшими галопчиками. Мой Казбек очень мягкий, удобный, на нём скачешь, словно плывёшь. В одном месте на нашем тренировочном плато паслись несколько кобыл, мы проезжали в сторонке и особо их не тревожили. И вдруг на очередном кругу замечаем, что прямо на нас бегут два ослика. Непонятно, откуда они взялись. Мы немного встревожились, вдруг ослы на нас нападут, но, к счастью, кобылы их прогнали. После тренировки мы быстренько покормили коней, отпустили их на пастбище и поехали домой.

День седьмой. Четверг, 19 октября. Поздно ночью начался дождь, к утру он превратился в ливень. Ахмат раньше обычного уехал кормить коней, а мы начали собираться к переезду на новое место жительства. Спасибо гостеприимному дому Ахмата, его чудесной семье! Грустно покидать такое тёплое и уютное место, но надо ехать.

Саша арендовала машину сразу, как только прилетела, а мне это только предстоит. Никогда не доводилось арендовать автомобиль, это будет первый опыт. Поиски машины взяла на себя наш ветврач Вероника (она прилетит завтра), моё главное условие было, чтобы без залога. Мне рассказывали, что залог бывает очень трудно получить обратно. Вероника нашла "Шкоду Октавию" и скинула мне контакты владельца. Мы с ним договорились встретиться в аэропорту Минвод в 11 часов. Саша как раз поехала встречать свою команду и смогла меня подвезти. Мы попытались найти бесплатную парковку, но не сумели. Только позже я выяснила, что к ней надо подъезжать довольно сложным путём. Так что Саша с командой быстренько уехала, а я со своим несчастным чемоданом и прочими котомками пристроилась на автобусной остановке, укрывшись от ветра и остатков дождя. Сомневаюсь, что здесь бывают автобусы, но остановка вполне приличная, с крышей и сиденьями.

Вскоре подъехала "Шкода", меня сразу усадили за руль, и мы поехали к "Магниту". Там оформили договор, расплатились и распрощалась. Дальше мне предстояло ехать одной. В "Магните" я не смогла купить всё, что собиралась, так что по пути заехала ещё и в "Ленту". Очень захотелось орехов и чего-то сладкого, купила халву и пирожные-муравейники. Ну и мандаринами запаслась.

Дальнейший маршрут выбрала через знакомые места под Пятигорском. Пообедала в любимой столовой, где питалась каждый день в июле, меня там узнали и порадовались. Затем заехала на конюшню к нашей питерской сборной, пообщалась с друзьями и забрала свои стремена с путлищами - моё седло приехало на коневозе, но из-за проблем с ранкой на боку Ландыша мне придётся ехать на обычной универсалке. Но стремена пристегну свои - они удобнее и тяжелее обычных.

Особенностью пробегов на 100-160 км является необходимость взвешиваться вместе с седлом. На 160 км надо весить не меньше 75 кг, а на 100 и 120 км - 70 кг. Взвешиваться надо обязательно перед стартом (обычно накануне вечером) и после каждого этапа. У меня был хороший запас своих килограммов, ведь я специально наедалась в последние две недели, чтобы побольше весить (да! мне требовалось потолстеть!). Перед стартом у меня вес вместе с седлом был 76 кг, а на последних этапах около 74, так что с этим у меня было всё в порядке. А вот некоторым спортсменам не повезло. Всадница, которая финишировала первой на 120 км и могла стать победителем, не добрала каких-то 800 граммов и лишилась всех призов. Очень обидно! Вес легко потерять от обезвоживания, тем более на такой жаре. Надо побольше пить воды. У меня, кстати, обезвоживание как-то незаметно происходит, но после пробегов я обычно весь вечер и весь следующий день никак не могу напиться - даже не знаю, сколько литров жидкости в себя вливаю в результате.

В нашей команде проблему веса каждый решает по своему. Больше всех повезло Маше - она высокая, и седло тяжёлое, так что веса ей хватает. Мне удалось заранее прибавить пару килограммов - вспомнились давнишние деньки, когда я кастрюлями поглощала макароны, чтобы побольше было грудного молока. Алина полегче нас, и ей нельзя много веса накладывать под седло из-за проблем с лошадиной спиной (там была травма), ей приходится скакать в тяжёлом жилете, да ещё на полевой посадке. Это очень тяжело, не знаю, как она выдержит. Но хуже всех - миниатюрной Лере. У неё седло с утяжелителями весит почти столько же, сколько она сама. Ей даже до весов одной не дотащить амуницию - обязательно нужен помощник. Вот такая специфика у нашей дисциплины.

Распрощавшись до завтра со своей командой, еду дальше в сторону Нальчика в отель "Гедуко", как раз подошло время заселения. Одноместный номер порадовал наличием не только кровати, но и большого дивана, а также чайника. Перегрузила продукты в холодильник, выпила чаю с халвой и пирожными. Попробовала включить телевизор, но там ничего интересного. Отогнала машину на закрытую парковку, немного погуляла по окрестностям. В бассейнах ещё пока полно народу - приезжают группами на микроавтобусах на целый день. Но ближе к закату отдыхающих становится всё меньше и меньше. Вскоре стало темно и прохладно (+12), бассейны почти опустели, пора идти купаться.

Отель Гедуко

В прошлый раз мы приезжали в этот отель слишком поздно вечером - к тому времени уже отключали воду на горке, а в этот раз я успела несколько раз скатиться. Классно! Вспомнились давнишние многочисленные поездки с сыновьями в разные аквапарки. Тогда я была гораздо моложе и логично смотрелась с детьми на детских аттракционах. Теперь, наверное, выгляжу по-дурацки, ну и пусть. Водные развлечения я завершила в маленьких бассейнах возле входа в отель, один с очень горячей водой, другой - с ледяной. Макнулась несколько раз то в один, то в другой. Прекрасно!

В номере прибавила тепла в батарею отопления, чтобы подсушить купальник и шапочку. Но перед сном надо будет убавить обратно, иначе будет слишком жарко. Надо постараться выспаться перед трудным турниром. Я пока не очень представляю, смогу ли преодолеть 120 км. Так что поставила для нас с Ландышем основную задачу - пройти выводку и проехать первую тридцатку. А дальше - как пойдёт. Удовольствие от нынешней поездки я уже получила.

День восьмой. Пятница, 20 октября. Вчера вечером должны были привезти коней от Ахмата, но что-то случилось с коневозом, так что их привезут только сегодня днём. Значит, запланированная на утро тренировка переносится на неопределённое время. Ну что же, тогда можно смотаться быстренько в Баксан в магазин - вдруг обнаружила, что забыла купить хлеб для бутербродов. Ну а потом уже отправляться на "боевое поле" на мандатную комиссию. Туда как раз и Вероника подъедет из аэропорта. Утомительные несколько километров по грунтовке были скрашены видом на Эльбрус. Я не могла упустить такой кадр. И "Шкоду" заодно запечатлела.

Эльбрус и Шкода

На боевом поле нас атаковали летающие насекомые - вредители полей. В основном всякие клопы - чёрно-красные и типа черепашек. Хотя мы их старательно отгоняли, но они попрятались в разных наших вещах и потом разбежались по комнатам в отеле, пришлось снимать их и со стен, и с окна, и с занавесок. Но это всё-таки лучше клещей, которые весной радостно нападали на нас, стоило только пройтись по траве.

Весной я была здесь в качестве судьи в марте, апреле и мае. С тех пор заметно прибавилось построек - оборудована ещё одна летняя конюшня и частично построена зимняя. Радует, что новый конноспортивный комплекс "Красный Гедуко" активно развивается. Желаю успеха!

Наконец, познакомилась поближе с Сашиной командой - Виктором и Яной. Мы тогда в аэропорту только и успели поздороваться. Теперь вместе обустраиваемся на конюшне. Надо будет напоить лошадок и дать им сена, когда их привезут. Ахмат сможет приехать только поздно вечером, а до этого кони будут на нашем попечении.

В конюшне мы сразу захватили технический денник, навязали на стены верёвочки от сена и развесили на них сëдла и прочую амуницию. Обычно на каждом этапе принято менять потники или пады на сухие и чистые, но у меня другая ситуация. Из-за погрыза на боку Ландышу придётся всю дистанцию бежать с одним и тем же войлочным потником, в котором прорезана специальная дырочка напротив не до конца зажившей ранки - чтобы её не потревожить (на тренировках мне иногда приходила в голову песенка: "ëжик резиновый шёл и насвистывал дырочкой в правом боку"). Ну и войлок в очередной раз доказал свою практичность - спина Ландыша осталась в прекрасном состоянии. Раньше вся кавалерия на войлочных потниках ездила, да и мы всего несколько лет назад другого не знали. Войлок - величайшее изобретение человечества.

Наконец, привезли трёх коней на "Газели", при выгрузке один из них порвал недоуздок и выбежал. Пришлось его ловить, вместо недоуздка на шею привязали буксировочный трос с огромными тяжёлыми карабинами на концах. Я повела беглеца на конюшню, он встряхнул головой, и я получила сильный удар карабином прямо по правому глазу. Срочно надо что-то холодное приложить, чтобы лицо не потеряло товарный вид. Быстренько завожу коня в денник и бегу к своей машине - там должна быть бутылка с квасом, она довольно прохладная. Прикладываю к несчастному глазу, вроде, полегче стало. Потом, конечно, был синяк, но не особо заметный.

Позаботившись о конях, идём на мандатную комиссию. Оплачиваю стартовые 10 т.р. и получаю две жилетки с номером 62, это мой стартовый номер. Во время соревнований одна жилетка будет на мне, другая на моём коноводе, и этот же номер будет нарисован на крупе Ландыша. Выводку с Ландышем проходит незнакомая девушка - её Ахмат попросил помочь, спасибо ей большое. Теперь у меня есть немного времени до сумерек, чтобы проехаться верхом по трассе. По карте вроде всё просто, но смущают дополнительные круги на тридцатке. Попыталась разобраться с разметкой первых километров и ничего не поняла. Объяснения на брифинге также мало что прояснили. Ладно, завтра буду держаться за всеми, большинство здесь уже скакали раньше, не заблудимся.

Карта маршрутов

За рулём "Шкоды" теперь Вероника, и у нас в машине ещё несколько попутчиков до "Гедуко". Путь за разговорами прошёл незаметно. В отеле все пошли купаться и ужинать, но мне хотелось пораньше лечь спать, так что распрощалась со всеми и удалилась в свою комнату.

Часть вторая. Соревнования.

День девятый. Суббота, 21 октября. Утро для меня началось в 2.30. Сделать гимнастику, сварить овсянку и позавтракать, наготовить бутербродов, собрать вещи, тепло одеться и в 4.30 ползти к машине в кромешной тьме. Вероника уже её прогревает. На боевое поле приезжаем ровно в 5 часов, как раз стартуют стошестидесятники. У кого-то из них есть фонарики, другие едут, полагаясь на стадный инстинкт и ночное зрение лошадей. На траве иней, температура около нуля. На мне сапоги, шерстяные носки, термобельё, бриджи, флиска, пуховая безрукавка, шарф, ветровка, бандана, шлем и перчатки. Но всё равно очень холодно. Я ведь сперва хотела взять с собой "летний" лёгкий велосипедный шлем, но потом решила, что по каменистым горным тропам лучше ездить в настоящем шлеме, а не в декоративном. Да и на фотографиях он будет смотреться поприличнее. Теперь радуюсь, что взяла "зимний" шлем. Седлаем коней, садимся верхом, шагаем, разминаемся.

Первый этап - 30 км.

Стартуем в 6 часов, уже довольно светло. Вскоре начинается восход солнца, вот уже зарозовели заснеженные скалистые вершины гор и Эльбрус. Как красиво! Где-то вдали скачут стошестидесятники, скоро мы их увидим на встречке. Нас 27 всадников на 120 км, большинство едет на победу и серьёзные призовые, другим нужна квалификация, а мне надо хотя бы подтвердить первый разряд, уже поджимают сроки его действия. На этой дистанции мне достаточно показать среднюю скорость 14-15 км/ч, так что я не спешу за всеми, а пристраиваюсь к всаднику, который едет в подходящем темпе. Он опытный пробежник, хорошо знает трассу, у него задача проверить готовность молодого коня к длинной дистанции. Так вместе мы и проехали весь этап. Ландыш хорошо держит кентер со скоростью 18-20 км/ч, вот только скачет исключительно с левой ноги. Это плохо, потому что нагрузка на опорно-двигательный аппарат получается неравномерная.

На первом этапе

После первого этапа успешно проходим ветконтроль (конь восстановился всего за две минуты), теперь есть полчаса передышки. Я немного переживала - будут ли у нас коноводы, но с Ахматом приехали несколько помощников и полностью взяли на себя заботу о Ландыше. Так что я могла спокойно есть, пить и отдыхать. Это очень важно! Именно благодаря хорошим коноводам удаётся сохранить силы на весь пробег. В одиночку без грумов я могу только сороковки бегать, но и это довольно тяжело. У Ахмата отличные помощники, огромное им спасибо!

Солнце встало и начало потихоньку нагревать окружающую среду, так что снимаю пуховик, шарф и бандану. Перекусываю бутербродом с маслом и сыром, запиваю квасом. После многих экспериментов пришла к выводу, что именно такие еда и питьё лучше всего подходят мне на пробегах.

Второй этап - 30 км.

Пора стартовать на вторую тридцатку. Теперь мы едем в одиночестве - наш прежний попутчик позже нас подался на ветконтроль и сильно отстал. Но трассу я уже знаю, скорость держу прежнюю. На водопойной остановке освоила способ набирать воды в ведро и поливать коня, не слезая с лошади. Ландыш быстро понял, что от него требуется и буквально замирал прямо над бочкой с водой. Очень умный конь и вообще приятный в общении.

На плато

Становится всё жарче, в воздухе появляются какие-то мелкие не то мухи, не то жучки, и все они норовят попасть мне в глаза, причём выбирают почему-то именно правый глаз, который с синяком.

Но вот и вторая тридцатка пройдена, успешное взвешивание, успешный ветконтроль, восстановление даже меньше двух минут, дальше мы будем бегать по другому маршруту - три раза по 20 км. Солнце пригревает, переобуваюсь в кроссовки, снимаю термобельё и флиску, меняю тёплую куртку на более лёгкую. Пора на старт.

Третий этап - 20 км.

Новый маршрут в основном проходит в тени деревьев, и это очень хорошо. Но сами дорожки более неровные, извилистые и каменистые, где-то скользкие и вязкие, и это не очень хорошо. Вообще-то Ландыш основательно подкован на шипы, так что мы уверенно скачем по любому грунту. Он на своём пастбище каждый день бегает по горам, так что ему никакие камни не страшны. Но многих коней на этих соревнованиях сняли по хромоте или по другим причинам - местный грунт оказался для них слишком тяжёлым. Из 27 всадников, стартовавших на 120 км, доехали только 10, а у стошестидесятников из 18 доехали только пятеро.

На плато

На плато

На плато

На этом этапе я почувствовала, что Ландыш начал уставать, но он держится, молодец. Третий этап пройден с точно такой же средней скоростью, как и два предыдущих - около 16,7 кмч. Но восстановление уже чуть подольше - около четырёх минут (при допустимых пятнадцати).

Теперь у нас перерыв на отдых не полчаса, а целых 40 минут. Продолжаю раздеваться - температура вокруг уже +24. Больше никаких курток - только лёгкая рубашка с короткими рукавами. Жаль, что на фотографиях я запечатлена лишь в тёплых одёжках, ну да ладно. Стартуем.

Четвёртый этап - 20 км.

Четвёртый этап дался труднее, чем прошлые - сказывается упорное нежелание Ландыша менять ноги на галопе. В результате нас чуть было не сняли на ветконтроле из-за неровной походки. Но всё обошлось, допустили до последнего этапа.

Во время перерыва на отдых узнаю, что одна из спортивных пар нашей сборной только что снята по хромоте - Маше не повезло, очень жаль. Мне с моим конём тоже надо что-то делать, чтобы не быть снятыми на финише. Посоветовавшись с друзьями, которые уже не раз выступали на Ландыше и знают все его проблемы, решаю ехать последний этап не кентером, а рысью. Конечно, скорость заметно упадёт, но у меня есть запас времени благодаря более резвым предыдущим этапам. Буду регулярно менять ноги облегчения, чтобы одинаково их нагружать.

Пятый этап - 20 км.

Какой же длинной оказалась эта последняя двадцатка, если ехать всю дорогу рысью! Но зато конь с равномерно размятыми правыми и левыми ногами успешно прошёл финишный ветконтроль. Ура! У меня первая в жизни стодвадцатка, первый раз выполненный норматив КМС и завтра мне вручат первые призовые!

Результат

Конечно, это пробег дался нелегко, устало всё, что только могло устать в моём теле. К счастью, в отеле "Гедуко" полно горячих, тёплых и холодных бассейнов, думаю, вечером они помогут мне прийти в чувство. Ну а пока ждём результатов на главной дистанции - вот-вот должны финишировать стошестидесятники. Кто же победит?

Успех нашей сборной Санкт-Петербурга

Буквально через несколько минут после того, как мы с Ландышем закончили проходить ветконтроль, раздались крики болельщиков, это значит - близится самый главный финиш. Из-за горизонта видна пыль столбом, фавориты режутся серьёзно, издалека начали. Впереди - наша Алина! Сразу за ней финишируют ещё трое участников. Теперь начинается самое интересное - кто же из этой четвёрки сможет успешно пройти финишный ветконтроль, ведь нагрузка на лошадей сейчас была колоссальная. И вот, результат - Алина и Секунда признаны победителями! А все трое остальных конкурентов сняты - двое по хромоте и один по метаболике. Алина и Секунда не просто взяли золото, но и поставили новый рекорд России по скорости.

Алина Вахитова и Секунда

Теперь все начинают гадать, а кто же станет серебряным призёром, ведь с фаворитами уже всё ясно, а остальные ещё где-то на трассе, и неизвестно, в каком порядке они там едут. Лишь через час на горизонте показался следующий всадник, подъезжает ближе и мы с радостью убеждаемся, что это наша Лера на Голубике! И они тоже успешно проходят ветконтроль! Золото и серебро на 160 км забирает сборная Санкт-Петербурга. Моё скромное восьмое (не последнее!) место на 120 км - тоже в копилочку.

Валерия Артарова и Голубика

Часть третья - завершающая.

День десятый. Воскресенье, 22 октября. Вчера вечером мы вкусно поужинали в местном кафе "Истамбул", выслушали массу поздравлений от друзей и коллег, после чего я надеялась хорошенько выспаться, но сильно мешали шумные нетрезвые соседи. В конце концов в третьем часу ночи я вломилась к ним и потребовала тишины. Помогло. Но по привычке всё равно проснулась рано, около 6 часов. Шевелиться удавалось с трудом, так что утренняя гимнастика растянулась на час с лишним вместо обычных 40 минут. Но зато после этой разминки жить стало веселее, и тело стало пригодным для дальнейшей двигательной активности. Честно говоря, я думала, что будет хуже, но оказалось, что моё физическое состояние вполне соответствует таким нагрузкам. Да и психологический барьер - страх перед длинными дистанциями - мне удалось успешно преодолеть. Так что теперь я чувствую готовность к постижению новых уровней в пробегах.

После завтрака я выписалась из отеля, загрузила вещи в машину, и мы с Вероникой отправились к месту проведения турнира - на сегодня назначена церемония награждения, и наши питерские всадницы-стошестидесятницы получат самые высокие награды за первое и второе места. Ну и мне какие-то призовые денежки полагаются.

Дорогу от отеля до боевого поля мы уже выучили, обходимся без навигатора. А там в разгаре пробеги на 40 и 80 км. Жара чуть поменьше, чем вчера, но и ветер слабее, так что душно. А ещё вокруг жгут сухую стерню на полях, воздух мутный и пахнет дымом. Хорошо, что дистанции короткие и быстро заканчиваются. Сашины соратники успешно выступили - у Яны серебро на 80 км и у Виктора успешный финиш на 40 км. Надеюсь, у Саши тоже всё хорошо получится на следующих соревнованиях.

Сборная Санкт-Петербурга и помощники

В полдень началась церемония награждения, в ней участвовали не только люди, но и кони победителей. Было очень красиво. Потом и нам, остальным доехавшим участникам, раздали призовые. Мне достался конвертик с 25 т.р., и мы с Ахматом их справедливо поделили. Вот и всё, можно возвращаться к обычной жизни. Вероника осталась с командой - ей ещё надо присмотреть за состоянием коней, а я попрощалась со всеми и отправилась в Минводы, по пути вновь заехав в "Гедуко" и пообедав в "Истамбуле". Дальше выезжаю на скоростное шоссе и внезапно вижу рядом те самые поля, на которых тренировалась в июле. Так вот к какой автодороге мы подъезжали тогда на конях! Вспомнились чудесные денёчки (об этом - здесь). Да и сейчас так же жарко и солнечно. Надеюсь, мне доведётся сюда приехать снова.

На последних километрах заправляюсь на ЛУКОЙЛе, за четыре дня истрачено всего 26 литров бензина. Конечный пункт на сегодня - гостевой дом "Островок" рядом с аэропортом, в посёлке Красный Пахарь. Комната с большой кроватью, качественным санузлом, удобно расположенным телевизором. Вот только персонал не особо дружелюбный. Регистратор - мрачная и суровая матрона, а уборщица с порога на всех наезжает с грубыми окриками: "Куда по помытому!". Но зато есть общая кухня с холодильником, чайником и микроволновкой.

Вечером приехал владелец "Шкоды", я вернула ключи и машину в целости и сохранности. От первого опыта аренды машины у меня остались очень хорошие впечатления.

День одиннадцатый. Понедельник, 23 октября. Несмотря на то, что вечером сильно гудел и вибрировал за стеной какой-то вентилятор, а из кухни просачивался неприятный запах чего-то лукового, я смогла уснуть и даже неплохо выспалась. Вот и настал последний день моего осеннего кавказского путешествия. Впервые удаётся воспользоваться микроволновкой - варю на завтрак традиционную овсянку. Теперь можно собираться. Предусмотрительно наполняю рюкзак тёплой одеждой - здесь сейчас солнце и жарища далеко за 20 градусов, а в Питере нас ждёт +3 с дождём. Остальные вещи кое-как утрамбовываю в свой несчастный дефективный чемодан, хорошо, что сапоги ещё вчера упаковала вместе с седлом, они приедут в Питер на коневозе. Яндекс такси всего за несколько минут довозит меня до аэропорта, выгружаюсь и морально готовлюсь тащить в руках чемодан. Вдруг ко мне подходит носильщик с тележкой и предлагает подвезти за 200 рублей. Отлично! Он сам прошёл контроль и подвёз мои вещи прямо к стойке регистрации, заверив, что именно здесь будут оформлять наш рейс через несколько минут. И точно, скоро началась регистрация, и я оказалась первой в очереди. До посадки ещё куча времени, иду обедать в кафе, по сравнению с весенним посещением оно стало гораздо лучше.

В самолёте, если лечу не в бизнесе, то обычно сажусь на задние ряды, мой любимый - 25-й у окна. Бывает, что самолёт загружен не полностью, и тогда есть шанс на незанятое место в серединке. В прошлом полёте так и получилось, но не в этот раз. А ещё вскоре после взлëта пожилому пассажиру, сидящему прямо впереди меня, внезапно стало плохо, у него сильно подскочило давление. Бортпроводница объявила, что нужен врач, и такой врач сразу же откликнулась и начала оказывать помощь. Довольно молодая женщина, она действовала очень профессионально, я просто в восхищении. Судя по тому, какие уверенные команды она давала бортпроводницам, ей явно уже приходилось действовать в самолётных условиях. Вскоре дядечке полегчало, да и всем остальным пассажирам тоже, так как мы уже готовились к незапланированной посадке. В очередной раз убеждаюсь, что врач - самая нужная профессия из всех возможных.

Вот, наконец, Пулково. После южной жары резко погружаемся в мокрый питерский холод. Пришло время извлекать тёплые вещи из рюкзака и натягивать на себя. Долго ждём багаж, беру тележку, везу вещи к такси. Дома тихо и пусто - сын забрал собаку на время моего отъезда, её привезут только завтра, так что никто меня не встречает. Но расслабляться нельзя - завтра много занятий в университете, надо готовиться, а мозги пока что ещё настроены совсем на другое, и перед глазами - кони, горы, Эльбрус. И уже осторожно строю планы на следующий год, хотя что он нам принесёт - никому не ведомо. Вновь и вновь вспоминаю свой успех и непрерывно улыбаюсь. Как же хорошо!

Эльбрус

Спасибо за фотографии Саше Бочарниковой и Юлии Романовой.

Несколько видеосюжетов (mp4) от Саши:
- поход к водопадам - 13 Mb
- на ферме - 5 Mb
- на тренировке - 4 Mb и 3 Mb

Вернуться к началу рассказа

На страницу путевых заметок

На главную страницу