Один день в Петре (Иордания)

Храм в Петре

26 декабря 2012 г.

Посетить Петру мы с моей мамой (дамы предпенсионного и глубоко пенсионного возраста) собирались уже давно. И вот, наконец, этот день настал! Заранее мы заготовили специально для посещения Иордании много мелких купюр по 1, 5, 10 долларов. Это удобнее, чем менять деньги на динары. Динар дороже доллара почти в полтора раза, так что торговаться лучше в долларах.

Долго ломали голову, как одеться - нам пообещали и жару, и холод, и дождь, и солнце. Решили пойти по пути многослойности - несколько довольно лёгких одёжек, надетых друг на друга, дадут тепло, а в жару их можно будет поснимать. Как потом оказалось, оделись мы достаточно тепло, но на пределе - еще чуть похолоднее было бы, и мы бы уже замёрзли основательно. Так что ничего с себя не снимали. Дождя не было, зонтики протаскали зря, ну да обо всём по порядку.

Нас привезли к границе с Иорданией, здесь мы быстро прошли все формальности и оказались уже на той стороне. После пересечения границы мы ещё довольно долго сидели на лавочке, ждали остальных членов нашей группы (их привозили из разных гостиниц).

В это время нас атаковала стая рыжих котов и кошек, очень похожих друг на друга. У них был явный инбридинг в нескольких поколениях. Эти котищи лезли в сумки, громко мяукали и требовали еды. На вид не тощие, даже довольно-таки лоснящиеся, но хлеб хватали и ели с жадностью. Мы заглянули в местную сувенирную лавку и купили несколько маек-футболок по 10 долларов - на подарки родным и близким. Позже оказалось, что в некоторых майках прорезаны большие круглые дырки, так что надо было вынимать каждую майку из упаковки и внимательно просматривать.

Наконец, все собрались и загрузились в автобус. Наш иорданский гид Мухаммед несколько лет жил и учился в Киеве. Он неплохо говорит по-русски, иногда переходя на украинскую мову. Самое главное - он очень громогласный, и его отовсюду хорошо слышно. На автобусе едем около двух часов с небольшой технической остановкой. Мы удачно сели в автобусе с левой стороны по ходу, там оказалось меньше солнца и лучше пейзажи.

Наконец, приехали в небольшой город, который построен специально для местного племени бедуинов (раньше они жили прямо в пещерах Петры). За то, что они согласились переселиться из археологического памятника в нормальные дома, король отдал им на откуп бизнес по обслуживанию туристов в этих местах. Ну и порядок там тоже они сами поддерживают. Сразу у входа в этот музей под открытым небом стоит множество верховых лошадей и конных повозок - на них можно проехать часть пути по ущелью. Если есть деньги и желание, то можно хоть целый день скакать взад-вперед на лошадях.

Вся группа решает идти пешком, но мы с мамой заранее решили на чём-нибудь прокатиться. Мама садится в повозку, а я - верхом. Чаевые коноводам я давала, не торгуясь, чем очень рассердила гида. Но мне не давала торговаться цеховая солидарность. В 90-е годы вся моя семья кормилась за счёт того, что удавалось накатать у метро на ослике или лошади. И, кстати, возить людей довольно тяжело физически - уж поверьте опытному "катальщику". И лошадей содержать тоже денег стоит - и корм, и амуниция, и перековывать их здесь наверняка часто приходится.

Вот с продавцами всяких браслетов-перстней-бус я торговалась очень даже жёстко, с пеной у рта боролась за каждый доллар. А с коноводами успешно торгуются другие туристы, так что статус кво вполне соблюдён.

Конь мне достался мелковатый, зато на него я легко сажусь с земли даже с короткими стременами. Для себя решаю, что это арабский скакун - а какие ещё могут быть лошади в этой арабской стране? Хозяин отдает мне повод и объясняет, как поднять коня в галоп. Хоть и с трудом, но разгоняюсь и с громким топотом скачу вниз мимо нашей группы. Меня провожают одобрительными возгласами и щёлканьем фотоаппаратов. Я вся такая гордая и довольная скачу дальше, уворачиваясь от встречных повозок и верховых. Здесь сделана специальная дорожка для лошадей, она немного извилистая, идёт довольно резко вниз, вся усыпана гравием. Раньше я бы ни за что не решилась скакать галопом по такому каменистому грунту и крутому уклону, но прошедший год, посвящённый конным пробегам, изменил мое мировоззрение, и я совершенно спокойна. Немного трудновато держать равновесие на такой мелкой и узкой лошадке, особенно на виражах. Выручает седло - за высокую переднюю луку очень удобно держаться.

Длина дорожки около 700 м, к сожалению, как-то уж очень быстро она закончилась. Сдаю коня и пересаживаюсь в тележку к маме. Дальше верховым животным проезд запрещён - чтобы не пачкали уникальное ущелье продуктами своей жизнедеятельности. А у упряжных лошадей под хвостом привязан мешок - в него собирается весь навоз. Повозка бешено мчится по камням, тряска просто кошмарная (очень полезно для тех, у кого проблемы с замедленным пищеварением - оно заметно ускоряется). Гладкая каменная тропа ведёт резко вниз, ущелье всё сужается, и вот, наконец, главный храм Петры. Зрелище потрясающее. Это невозможно описать словами, это надо увидеть. Здесь заканчиваются маршруты повозок, дальше можно идти пешком, ехать на ослах или на верблюдах. К посетителям местного кафе нагло пристают рыжие кошки - целая стая. Все они кажутся точной копией кошек с погранпоста. Ну просто клоны!

Мы здорово опередили нашу группу, пофоткались, мама осталась отдыхать, а я пошла навстречу нашим, чтобы хоть что-то послушать из рассказов гида. Он молодец. Классный нам сделал сюрприз - так ловко подвел к выходу из ущелья, что мы увидели храм внезапно и в очень красивом обрамлении скал. После осмотра площади и храма группа разделилась. Часть пошла пешком обратно по тому же маршруту, а часть вместе с гидом отправилась дальше вперёд, но только уже не пешком, а верхом на осликах. Мы с мамой, естественно, поехали верхом. Не сразу ей удалось забраться в седло, но всё-таки она справилась.

По пути гид нам показал ещё много интересных памятников самой разной старины. Иногда ослики шли по крутым каменистым горным тропам, по краю обрыва, иногда - по асфальтированной дороге. В конце концов мы забрались на высокую гору, где нас уже ждал автобус. Все остались очень довольны таким экзотическим путешествием. Я спросила у своего "осликовода" - мальчика лет 10-12 - сколько он хочет за труды (ослики были оплачены заранее через гида по 30 долларов, но положено давать чаевые, кто сколько даст). Мальчик попросил 10 долларов. Я дала больше (не скажу сколько), так как ребёнок трудился не по-детски. За маму тоже отдала хорошие чаевые. Когда гид прознал сумму, то чуть не лишился дара речи. Ну и пусть, зато мы получили удовольствие.

Подобрав вторую половину группы, пешеходную, автобус отвёз нас на обед. По пути мы проезжали бедуинский город. Возле многих домов построены загоны или сарайчики, и в каждом из них - лошадь. Много молодёжи здесь ездит по улицам не на мотоциклах или машинах (или велосипедах), а верхом на дорогих породистых арабских скакунах. Это очень радует - не перевелись ещё народы, любящие лошадей. Такое же естественное вплетение лошадей в повседневный современный городской быт я встречала ещё в Лондоне и Монтевидео. Народ в Иордании мне понравился, и сама страна - тоже. Да будет здоров и почитаем король, и да минует его волна арабских революций!

В ресторане нас ждал шведский стол. Ужин очень вкусный, но напитки, как обычно в тёплых краях, - за отдельную плату. В отличие от нашего гостиничного ресторана здесь даже простую воду не дают. Мы купили банку кока-колы на двоих за 2 доллара. А после ужина в автобусе нам выдали по бутылке воды в подарок от турфирмы. Уже стеменело, когда мы вновь подъехали к берегам Красного моря. Немного покатались с экскурсией по Акабе (быстро развивающийся иорданский город, зона свободной торговли, основное место проживания короля) и подъехали к границе. Вот и закончилась наша чудесная поездка в Иорданию.

Вернуться к началу рассказа

На страницу путевых заметок

На главную страницу