Неделя в Лондоне (2007)

Лондон

Предисловие

Прежде всего, хочу выразить огромную благодарность всем, кто не поленился и выложил в Рунете свои отчёты о поездке в Лондон - сообщённые в них сведения оказались весьма полезными и сэкономили нам кучу денег, сил, времени и нервов. Спасибо и тем, кто ответил на вопросы по е-мейлу. Теперь пришло время и мне поделиться пережитым.

Подготовка к поездке.

Живём в Санкт-Петербурге. Давно копили деньги на недельную поездку в Лондон (я и трое из моих сыновей - 17, 15 и 13 лет). Прежде мы несколько раз ездили в Финляндию, Швецию, Францию, Турцию - обычно через турфирму "Нева". Естественно, что и в Лондон мы поехали с "Невой", о чём ни разу не пожалели. Тур в Лондон выбрали на сайте турфирмы. В конце августа я купила 4 путевки: тур "экскурсионный", отель - 2 звезды. Можно было сэкономить 100 евро, купив тур "экономичный", но мне хотелось получить автобусную и пешеходную экскурсию - они входили в тур "экскурсионный". Для получения виз нам пришлось предоставить справки из учебных заведений на всех детей, справку о зарплате мужа и его письменное заявление - как спонсора учащихся, согласие отца на вывоз детей, справку о моей зарплате на фирменном бланке учреждения, фотографии цветные (по 2 на каждого), анкеты на каждого (включая ребенка, вписанного в мой паспорт). Зная о том, что справки надо переводить на английский, я составила текст справки с работы предельно тупыми фразами и сама перевела. Перевод справок из учебных заведений был мне не по зубам - пришлось раскошеливаться - турфирма содрала по 200 руб. за каждую. В конце концов, всё было собрано, и я привезла в турфирму все бумажки, а также все загранпаспорта (старые и новые), российские паспорта и свидетельства о рождении. Оставалось только ждать получения виз. Отель был неизвестен до последнего момента, так что мы не знали, в какой части Лондона будем обитать.

Всё свободное время посвятила рысканью в Интернете и переработке информации по музеям, транспорту, питанию и прочему. Очень пригодился "планировщик путешествий" на сайте http://journeyplanner.tfl.gov.uk/ , сайты http://www.londonpass.com/ , http://www.londontown.com/ , http://www.londonlogue.com/ и сайты самих музеев, парков и пр. Перед поездкой мы приготовили целую пачку описаний достопримечательностей - на отдельных карточках из плотной бумаги формата А5. В Лондоне они оказались очень удобными - легко было планировать поездки, на карточках можно было записывать и маршруты, и впечатления. С трудом купила переходник для английской розетки - из всех магазинов он нашелся только в "Медиа-Маркете" в комплекте с ещё тремя переходниками для разных стран.

Примерно за неделю до выезда позвонили из турфирмы и сообщили, что визы получены. Я сразу же отправилась закупать фунты стерлингов и заодно взяла немного евро на случай, если фунты закончатся. Ну и на карточку "Виза-электрон" положила рублей побольше. Кстати, один знакомый посоветовал не заморачиваться с покупкой валюты в Питере, а взять рубли и обменять прямо в Лондоне. Я для интереса потом посмотрела курс в лондонских обменниках - он совершенно грабительский.

За день до отлёта в турфирме получила документы, страховки, билеты на самолет, ваучер отеля "Александра", отличную карту Лондона с полезной информацией на русском языке и подробную программу тура с номерами телефонов всех встречающих, провожающих и экскурсоводов. В аэропорту "Пулково-2" нам предстояло грузиться самим, без представителя фирмы.

День первый. Суббота 6 октября.

Самолёт "Боинг-737" компании "Россия" (бывшее "Пулково") летел полупустой, так что мы расположились вчетвером на весь ряд. Покормили неплохо, хотя на внутренних рейсах бывало и повкуснее, и посытнее. Очень долго кружили над Хитроу - была большая очередь из самолётов на посадку.

После приземления быстро и без проблем прошли все контроли. Из Питера нас набралось туристов человек семь. После получения багажа пришлось минут 15 подождать, пока появилась встречающая нас представитель турфирмы. Она быстренько провела нас к стоянке машин, мы погрузились в небольшой автобус и поехали в Лондон. Нас развезли по гостиницам, расположенным совсем рядом с Гайд-парком и вокзалом Паддингтон - мы вчетвером жили в двухзвёздном отеле "Александра", а остальные - в трёхзвездном отеле "Норфолк Тауэр" поблизости, буквально за углом.

Напуганные отзывами о лондонских двухзвёздных отелях, мы были готовы к мрачным малюсеньким комнаткам с клопами и ворами. Однако отель нас приятно порадовал и продолжал радовать всю неделю приятным обслуживающим персоналом, интерьерами и завтраками.

Поскольку приехали мы около полдвенадцатого утра, то не смогли сразу заселиться - комнаты ещё убирали после выезда предыдущих жильцов. На ресепшене отеля нам подарили подробную карту с маршрутами лондонских автобусов, предложили оставить сумки в холле и погулять до двух часов, что мы и сделали с большим удовольствием.

Первым делом разменяли 10-фунтовую бумажку на 1-фунтовые монеты и в специальном автомате купили три билета на автобус (по 2 фунта). Младшему сыну полагался бесплатный проезд в автобусах. На 23 автобусе доехали до Риджент-стрит, прошли немного пешком и нашли первый пункт нашей программы - "Britain & London Visitor Centre", на Regent street, 1. Здесь мы купили 4 "лондон-пасса" (London Pass - http://www.londonpass.com/) на 6 дней, два взрослых и два детских. Использовать их предстояло только с завтрашнего дня (воскресенья), чтобы хватило до пятницы.

А вот с недельными проездными на транспорт (Travelcard) вышла заминка: взрослые нам продали без проблем - в виде смарт-карт "Oyster" (с 1 по 6 зону). А вот детские проездные в Бюро путешествий не продавали. Пытались предложить нам однодневные проездные на каждый день, причём только на городской транспорт (билеты на поезд пришлось бы покупать отдельно) и на время "off-peak" (пришлось бы ездить только после 9.30 утра, а мы хотели ездить с 8 часов). Нам посоветовали сходить на ближайшую станцию подземки (метро) и там купить детские "travelcard’ы". Пошли мы в метро, но и там нас ждала неудача. Оказалось, что детские проездные продают ТОЛЬКО на главных вокзалах Лондона. Решили отложить эту проблему до завтра и вернулись обратно на автобусе. Двое - уже по новеньким проездным, один - бесплатно, одному пришлось купить билет за £ 2.

Поселились в отеле. Повезло - вместо двух "дублей" нам достались два "твинса" (в них одна кровать односпальная, другая - двуспальная). Одна комната на втором этаже (третьем по-нашему) окнами на улицу, другая - этажом выше, окнами во двор. В отеле существовал лифт, но мы им не разу так и не воспользовались. Комнаты чистые, уютные, довольно-таки просторные (подозреваю, что в них втискивают иногда ещё детскую кроватку). Есть один стул, телевизор (четыре программы, почти не смотрели), телефон (звонили друг другу и на ресепшен), приделанный к стене стол, зеркало и фен на стене над столом, электрический чайник и к нему чашки, блюдца, ложки, заварка, кофе, молоко, сахар. На ресепшене нам выдали бесплатно переходник для розетки - теперь у нас их стало два и хватило для всех устройств. В санузле обнаружилась настоящая ванна с душем и умывальник с совершенно нормальными смесителями, а также розетка, пригодная для наших вилок без всяких переходников. Выдали несколько мелких кусков мыла, а вот шампуня или геля для душа не дали.

Быстренько перекусили взятой из дома едой (мы привезли с собой целую сумку пряников, печенья, сочней и прочей выпечки, а также палку копченого сыра) и отправились на поиски конюшни Гайд-парка, чтобы записаться на поездку верхом по парку (адрес, цены и все другие условия я узнала заранее на сайте http://www.hydeparkstables.com/). На конюшне записалась на четверг, 9 часов утра, сразу заплатила £ 49 за 1 час и заодно прикупила симпатичные бриджи.

Конюшня удивила своим расположением - прямо в жилом доме на первом этаже. Потом оказалось, что в Лондоне раньше специально строили улицы с домами для коневладельцев: узкие прямые улочки, на них двухэтажные дома, тесно прижатые друг к другу, на втором этаже - жильё для людей, а на первом этаже под ним - конюшня. Сейчас в большинстве таких домов конюшни переделаны под гаражи, но здесь, рядом с Гайд-парком, некоторые так и остались конюшнями. Жильцов в соседних домах совершенно не напрягает близость лошадей. А навоз выбрасывается в обычный мусорный контейнер. На конюшне мне рассказали, что часть лошадей отдыхает где-то на ферме в пригороде, и их регулярно меняют с теми, что работают в городе.

Мы погуляли по Гайд-парку, добрели до магазина "Хэрродс" (не произвел особого впечатления), возвращались уже в сумерках, по тёмным парковым дорожкам (освещения в парках нет, так как ночью деревья, трава, белки и птицы должны спать-отдыхать). Поужинали в забегаловке "Фиш энд чипс", расположенной на полпути от нашего отеля к Паддингтонскому вокзалу (если еда не на вынос, а за столом, то в счёт включаются чаевые; работает до полуночи). Четыре порции жареной трески с картошкой плюс по банке кока-колы обошлись нам в £ 24.

День второй. Воскресенье 7 октября.

В 7 утра позавтракали в отеле. На каждого давали по 1 йогурту, по 1 куску сыра, ветчины и чего-то светлого (возможно, это была колбаса из курятины), по несколько упаковочек джема и мармелада, а также без счёта - чай, кофе, сахар, молоко, очень вкусный поджаренный хлеб, какие-то хлопья (два вида). В общем, при желании можно позавтракать очень плотно, что мы и делали старательно каждое утро. После завтрака сдали в общий бесплатный сейф на ресепшене большую часть денег, документы и билеты на самолет. С собой носили только ксерокопии паспортов, страховку и деньги на день.

В 8 часов мы подошли к отелю "Норфолк тауэр", там нас вместе с другими туристами подобрал экскурсионный автобус. Потом ещё по нескольким гостиницам проехались - народу набрался полный салон. Среди туристов оказались не только россияне, но и русскоязычные американцы.

Трёхчасовая экскурсия по Лондону была очень интересной и познавательной. Экскурсовод командовала нами, как генерал солдатами: "Быстро смотрим налево, на-ле-во я сказала!", благодаря чему мы увидели всё и вовремя. Заходили в Собор Святого Павла, останавливались для фоток на набережной напротив Вестминстерского аббатства и Биг Бена, возле Шекспировского театра и около Тауэрского моста.

После автобусной экскурсии мы и ещё несколько человек остались на пешеходную экскурсию по Сити. Тоже было интересно. Мы сообщили экскурсоводу, что остальные дни проведём самостоятельно и покинули свою группу. Поехали на ближайший вокзал (им оказался Ватерлоо) и купили, наконец, детские проездные. Здесь же, на вокзале, пообедали в "МакДональдсе".

Написав на своих "лондон-пассах" имя, фамилию и дату, мы отправились в "Аквариум", он находится рядом со знаменитым колесом обозрения "Лондонский Глаз". Приятно, что по нашим билетам нас пропустили без очереди. Аквариумы с очень интересными рыбами, особенно понравился большой круглый бассейн со скатами. Эти скаты сами подплывали к людям, и можно было их гладить по спине. Незабываемое ощущение! Конечно, мы не прошли мимо магазина при "Аквариуме" и накупили всяких сувенирчиков. А на "Глаз" мы не пошли - вполне хватило полюбоваться на него снизу.

От Вестминтстерского моста до отеля добрались на 148 автобусе. Ужинали своими припасами и местным чаем с молоком.

День третий. Понедельник 8 октября.

С утра пораньше на 274 автобусе приехали к дому Шерлока Холмса на Бейкер стрит. Музей находится у самого Риджент парка, так что мы по парку погуляли немножко - птиц там огромное количество, весь газон съеден гусями-утками всякими почти до земли! В пруду есть определённые места для катания на лодках, для ловли рыбы, для купания людей. Вообще, в Лондоне всё очень тщательно размечено - куда идти, куда смотреть. В музеях и дворцах хорошо налажена маршрутизация туристопотоков, так что никто не мешает друг другу и не толпится. Для туристов вообще Лондон очень привлекателен, так как многие музеи бесплатные, и туалеты бесплатные, просторные и очень чистые. Может, и есть где-то там платный туалет, но нам ни разу не попался.

Музей Шерлока Холмса открывается в 9.30, и с утра там уже были посетители. В музее понравилось, но сувениры в лавке слишком дорогие. Порадовались, что на центральном месте висит фото нашего Холмса - Василия Ливанова. Совсем рядом с музеем - магазин для битломанов. Станция метро "Baker street" тоже недалеко.

На метро добрались до "Виктории", оттуда пешком до Букингемского дворца. Поспели к разводу караула (он в октябре по чётным числам). Толпа была такая, что не подойти к ограде, но мы всё-таки сумели чего-то рассмотреть. Не дожидаясь окончания церемонии, пошли в Королевские Конюшни, расположенные с другой стороны дворца. Там есть живые лошади, разные повозки и амуниция, а также королевский лимузин. Для детей есть комната с карандашами и раскрасками (кареты, гвардейцы и т.п.). Мои детки, конечно, сразу засели за раскраски. Получилось не хуже, чем у детсадовцев. Потом неподалёку нашли Музей Гвардейцев. Очень интересный, жалко - внутри фотографировать нельзя.

Обедали рядом с метро "Сент-Джеймс" - в традиционном "фиш энд чипс". Близость к Букингемскому дворцу сказалась на цене - та же треска с картошкой, что была по 5 фунтов возле нашей гостиницы - здесь продавалась по 7 фунтов. Эх, кутить - так кутить, решили мы и заказали ещё и мороженое.

На метро доехали до Тауэра, побродили по нему почти до пяти вечера (там тоже есть зал с активными играми) и помчались через мост к кораблю "Белфаст", там бродили до шести часов, пока музей не закрылся. Очень понравилось, а дети даже умудрились проникнуть к пушкам и навести их на мэрию прежде, чем охрана выловила и извлекла детей из кабины управления. Меня даже по громкой связи позвали, чтобы детей забрала, но никаких репрессий не было. Конечно, с корабля мы не ушли без сувениров.

День четвертый. Вторник 9 октября.

В 8 утра вышли из отеля и поехали на Вимблдонский вокзал, там успели на поезд "SouthWest" и полдевятого уже были в Хэмптон-Корте. От станции до дворца минут пять пешком. До открытия музея (в 10 часов) ещё оставалось время, мы прошлись по Темзе и зашли в дворцовый парк (он открывается в 7 часов). Был дождь, и около 14 градусов тепла. Мы бродили по газонам, пугая оленей и совершенно не пугая лебедей. Когда открылся музей, мы пробежались по его залам (очень похоже на Версаль) и по знаменитому Лабиринту ("Maze"). Совершенно случайно повстречались со своей группой и экскурсоводом. А затем помчались на автобусную остановку, чтобы успеть на 461 автобус, который очень редко ходит. Пришлось заплатить водителю наличными, так как автобус был из графства Суррей, в нём лондонские проездные не действуют. Через полтора часа блуждания по закоулкам Суррея под усиливающимся дождём мы добрались до главного пункта программы - лунапарка "Thorpe Park" (http://www.thorpepark.com/). Надо сказать, что мы с трудом нашли в Интернете этот лунапарк и его сайт, так как слово "attraction" по-английски - достопримечательность, а вовсе не "аттракцион". Один знакомый подсказал набрать в поисковом сервере "theme parks" - это и оказались лунапарки. Мы хотели ещё и аквапарк найти - не смогли. Правда, в Торп-парке обнаружились некоторые из аквапарковских аттракционов: было прикольно ехать на ватрушке с водяной горы полностью одетым и обутым.

Дождь превратился в бесконечный ливень с пузырями на лужах. Но на самом деле в европейских лунапарках в дождь получаешь гораздо больше удовольствия, чем в хорошую погоду, так как народу меньше, и не приходится стоять в очереди на аттракционы. Мы думали, что намокли, пока не прокатились на первом же водном аттракционе. Вот тогда мы НАМОКЛИ, и после этого больше не думали о дожде, шлёпали по лужам, так как нам было уже всё равно. Зато на аттракционах мы катались до полного упаду. Народу было так мало, что мне не удалось покататься на какой-то ужасной мельнице с вертящимися сиденьями на лопастях - на неё надо было не меньше 15 человек, а нас столько не набиралось. Так я и не узнала - как оно там, на лопастях...

Поели в местной забегаловке "KFC", но почти не согрелись. После 5 часов вечера дождь вдруг утих, и даже выглянуло солнце. Почувствовав, что у нас появился шанс подсохнуть, мы нашли одну из специальных сушильных кабинок и за 2 фунта насладились горячими фенами и лампами, греющими со всех сторон. Так что последние пару часов мы провели в парке почти сухими и почти тёплыми. Если кто поедет в этот лунапарк и соберётся познакомиться с водными процедурами - запаситесь сухой тёплой одеждой (там есть много запирающихся шкафчиков для вещей) или 1-фунтовыми монетами для сушилок.

Вообще, лондонский лунапарк «Thorpe Park» показался нам таким же мощным, строгим и чопорным, как кони в Гайд-парке - ничего лишнего, всё очень по делу. Никаких там кукольных театриков, созерцательных поездок, прогулок и парадов, как в "Дисней-Ленде" - а есть небольшая площадка строго для детей, несколько тиров для слабаков и отличный набор очень крутых аттракционов для "Thrill Seekers" (любителей острых ощущений), не уступающий лучшим аттракционам в лунапарках Хельсинки, Тампере и Стокгольма. На некоторых аттракционах вполне можно подготовить свой организм к полёту (пассажиром) на истребителе с фигурами высшего пилотажа. Особенно хорош "Стелс", высотой около 70 м, на нём вагончики с людьми разгоняются до 130 км/ч меньше чем за 2 секунды. В общем, отрывались мы на полную катушку, пока парк не закрылся, и мы вместе с небольшой группой местных школьников в темноте побрели на автобус, который довёз нас до ж/д станции "Стейнс. Там пришлось купить билет на поезд до ближайшей станции, находящейся в 6 зоне, а дальше уже действовали наши проездные. Как мы доползли до отеля - не помню, полночи досушивала феном обувь.

День пятый. Среда 10 октября.

С утра пораньше поехали на вокзал Чаринг-Кросс, оттуда на поезде до Чизлхерста (Chislehurst). Пять минут пешком - и мы у входа в Чизлхерстские меловые пещеры, вырытые несколько тысяч лет назад. Экскурсия отправляется каждый час - мы пошли с группой ровно в 11 часов, получив в руки по одной керосиновой лампе на троих. Очень интересно и познавательно, особенно для тех, кто ещё не бывал в Саблинских пещерах. Мне удалось набрать на память несколько увесистых кусков мела, отколовшихся от стен. Надо будет посмотреть под микроскопом - вдруг удастся рассмотреть раковинки кокколитофорид.

Вернувшись в Лондон, добрались до Вестминстерского пирса и сели на катамаран, идущий по Темзе до Гринвича. В пути нам даже что-то рассказывали про окрестные достопримечательности. Приморившихся детей пришлось взбодрить, выдав деньги на кофе и сникерсы, которые они и употребили, созерцая проплываемый район бывших доков и верфей.

На Темзе нас поразили приливы и отливы. Только что была высокая вода, под самой набережной - и вскоре уже она на несколько метров ниже, кругом отмели, по которым бродят чайки или лежит на боку какой-нибудь корабль.

Наконец, прибыли в Гринвич. Путь от пирса шёл мимо сгоревшего "Катти-Сарка". Мы заглянули внутрь огромной палатки - виден горелый остов с названием корабля, его усиленно восстанавливают.

Сперва поднялись на холм, сфотографировались на нулевом меридиане, посетили музей и расположенную чуть дальше Королевскую Обсерваторию (вход для всех бесплатный). За 1 фунт получили сертификат о посещении меридиана.

Потом поспешили вниз - в Морской Музей, где пробыли до самого закрытия в 5 часов. Детей оттуда было не увести никак. В специальной игровой комнате они передавали что-то друг другу азбукой Морзе, выгружали краном какие-то тюки из качающейся на волнах лодки, чем-то стучали, грохотали, бурлили... В Гринвиче поужинали в "МакДональдсе" около станции лёгкого метро.

Вернувшись в Лондон, поспешили в Национальную Галерею - она по средам открыта до 21 часа, вход бесплатный. Побродили по залам - приятный музей, небольшие уютные залы, шикарная подборка картин. Заставила детей постоять перед "Подсолнухами", запомнить если не картину, то хотя бы название, чтобы блеснуть при случае в приличной компании (в прошлом году они так же запоминали "Джоконду" и "Венеру Милосскую" в Лувре). На обратном пути увидели вечернюю жизнь Лондона. Ничего так, живенько. Удивили компактные толпы людей - оказалось, что это посетители пабов. Они предпочитают пить пиво на улице, стоя.

День шестой. Четверг 11 октября.

Туманным утром, без десяти минут девять мне выдали ботинки для верховой езды и жокейку, я надела свои новенькие бриджи и села верхом на крупного гнедого мерина по имени Кристофер. Со мной занималась девушка по имени Эрика, родом с севера Швеции. Она на верёвочке перевела нас с Крисом через оживлённую дорогу, а в парке отцепила поводок, и дальше я ехала самостоятельно. Уровень подготовки конника для прогулки по Гайд-парку годится абсолютно любой. Если человек сел на лошадь впервые в жизни - его будут вести в поводу всю дорогу, если умеет ездить - дадут и рысь и галоп. У меня было оговорено занятие с рысью, так что мы проехались по всем дорожкам парка, вдоль озера Серпентайн. Это было просто замечательно! Дети какое-то время бежали рядом, фотографировали, а потом отстали в тумане и вернулись в отель. Через час и я вернулась в отель, быстренько приняла душ, и мы пошли в музей Флеминга - того самого, который открыл пенициллин. Мне как биологу было очень важно посетить это место. Не жалею. Впечатлилась. Кстати, чтобы войти в музей, пришлось пройти через госпиталь, так что с бытом британских больниц мы тоже немного познакомились.

На 12.30 у нас была намечена экскурсия по каналам, мы чуть не опоздали, так как имели глупость спросить дорогу у полицейского. Он послал нас в другую сторону. Спрашивать дорогу лучше у таксистов - они всё знают, так как сдают экзамен по карте Лондона. В конце концов, мы нашли и канал, и место начала экскурсии. Катание на "узкой лодке" по каналам произвело неизгладимое впечатление, возможно, самое сильное за всю поездку. Это нельзя объяснить, это надо увидеть самим. Жаль, что не довелось увидеть шлюзы на каналах. И ещё жалею, что не успели посетить Музей каналов.

Экскурсия на лодке закончилась недалеко от входа в Зоопарк, куда мы тотчас же и пошли. Хотели там сразу пообедать, но не сумели разобраться в сложностях тамошнего общепита, поэтому заглушили голод мороженым и пошли гулять по зоопарку. С большим удовольствием я наблюдала, как резвятся звери в клетках и мои детки без клетки. Очень мило, не хотелось уходить. Впечатлили павильоны с бабочками, с ночными зверями, а также толпа выдр (штук 15) в просторном загончике - они устраивали такое шоу, что собрали возле себя почти всех посетителей. В Зоопарке мы накупили сувениров, а поужинали рядом с отелем в "нашем" Фиш-энд-чипсе.

День седьмой. Пятница 12 октября.

С утра пораньше от вокзала Паддингтон отправились на поезде до станции Слоу. Умилил плакат с надписью "Welcome to Slough" - дословно "Добро пожаловать в болото (или топь, трясину, депрессию, уныние, отчаяние)". Там пересели на поезд-подкидыш прямо до Виндзорского замка. В замке нам выдали довольно удобные русскоязычные аудиогиды. Понравилось. Королева отсутствовала - на мачте развевался британский флаг, а не личный флаг королевы. Опять повстречали свою группу и экскурсовода. Быстренько всё осмотрели и вернулись в Лондон.

Следующий пункт - Музей Естественной Истории (Natural History Museum). Бесплатный, можно фотографировать. Жаль, что было мало времени - в таком музее надо зависать на весь день. С огромным трудом вытащила детей из экспозиции про человеческое тело (как обычно, там всё можно было крутить, сгибать и пр.), и мы пошли в соседнее здание - Музей Науки. Для меня он был менее интересен, но детям очень понравился.

Вечером пошли в Британский музей (вход бесплатный, по четвергам и пятницам работает до 20.30). Много там всяких древностей, но с Лувром не идёт ни в какое сравнение. И вообще, в этом Британском музее - в какую сторону ни пойдёшь - придёшь в сувенирный магазин. От музея осталось впечатление большой сувенирной лавки. Правда, настоящие индейские тотемные столбы огромной высоты и толщины здесь я увидела впервые.

Обратно поехали не на метро, а на 14 автобусе, чтобы напоследок полюбоваться вечерним Лондоном с передних сидений второго этажа автобуса. Зашли в магазинчик (хозяин - индус), купили вкусностей на 5 фунтов. И вот уже наш последний ужин в Фиш-энд-чипс.

День восьмой, последний. Суббота 13 октября.

В 8 часов утра из окна наблюдала удивительную картину: по нашей улице промчался бодрой рысью длинный строй лошадей. Кони бежали по три в ряд, причём только на средней лошади был всадник, а боковые - без сёдел, в поводу. Таких рядов было несколько десятков. Куда торопилась эта кавалькада - так и осталось для меня загадкой. Вообще в Лондоне лошади - часть обычной жизни. Например, как-то утром мы ехали в автобусе, а перед нами прямо по улице ехала верхом на лошади девочка лет двенадцати с школьным ранцем на спине и со второй лошадью (без всадника) в поводу. Она рукой показывала сигналы поворота, как велосипедист. И наш водитель автобуса не выказывал ни удивления, ни раздражения, воспринимая этих коней как обычных участников дорожного движения. Мне очень понравилось английское отношение к лошадям.

В 8.20 мы погрузились в автобус и отправились в аэропорт Хитроу. Провожающая от турфирмы присматривала за нами до последнего момента, пока мы не скрылись за стойкой контроля. В зале ожидания в сувенирной лавке злого индуса дотратили последние фунтовые купюры. Осталась ещё горсть монет, но их мы оставили себе на память. Самолёт отъехал от причала строго по расписанию, но потом минут сорок полз по рулёжке в очереди на взлёт. Тем не менее, прилетели мы почти вовремя. Наверное, время стояния в аэропорту отбытия в самолётной пробке включено в общее время полёта. Кормёжка была так себе. Питер встретил нас дождём и температурой +4. После довольно тёплого и почти солнечного Лондона - как обухом по голове. Хорошо, что нас встречал мой старший сын на машине - довёз до дома в тепле и сухости. Вот и закончилось наше путешествие. В паспортах осталась открытая полугодовая виза - можно летать в Великобританию хоть каждую неделю, но вряд ли уже удастся, по крайней мере, в обозримом будущем. Но мы будем ещё долго наслаждаться воспоминаниями, фотографиями и видеозаписями. Лондон нам ОЧЕНЬ понравился!