19 мая - День Пионерии

октябренок-пионер-комсомолец

В пионеры меня приняли 22 апреля 1971 года - в день рождения В.И.Ленина, всё проходило очень торжественно. Тогда пионерские галстуки повязали на шею всего нескольким отличникам, а остальным третьеклассникам пришлось ждать до 19 мая - дня рождения пионерии. Кроме красных галстуков мы носили пионерские значки, тогда как наши одноклассники ещё ходили с детскими октябрятскими звёздочками.

Я очень гордилась своим алым галстуком, таким ярким, гладким, тонким и очень приятным на ощупь. Его надо было завязывать особым пионерским узлом. А взрослые рассказывали, что они в детстве закрепляли пионерский галстук не узлом, а специальной пряжкой. В задумчивости я иногда жевала свисающие впереди уголки галстука, поэтому его приходилось регулярно стирать и гладить. Не знаю, из какого материала он был сделан, но утюгом надо было действовать очень осторожно, чуть зазеваешься, и всё пропало - иди в магазин за новым галстуком.

В пионерских лагерях в качестве пионера мне побывать не довелось - вместо этого на всё лето я уезжала в спортивные лагеря от нашего бассейна. Но я видела много пионерских лагерей в Вырице, там, наверное, было тоже интересно, хотя, по рассказам одноклассников, за ними слишком строго присматривали вожатые и воспитатели. А потом, когда я уже училась на третьем курсе педвуза, мы работали вожатыми в лагере "Голубая Стрела" в Рощино.

Каждый год 19 мая объявляли бесплатный проезд для пионеров в наземном общественном транспорте (насчёт метро - не помню), и мы с ребятами каждый год целый майский день катались по городу - ездили в ЦПКО и ещё куда-то.

Не знаю, почему, но в классе меня с самого начала назначили председателем совета отряда. Может, из-за того, что я недавно перешла в эту школу из другой. И я отпахала в этой должности все пять пионерских лет - до конца 7-го класса. Конечно, сначала мне было очень лестно, что я главная. Но вскоре обнаружила, что быть руководителем (особенно - низшего звена в иерархической системе) очень хлопотно и требует много времени и сил. Мои одноклассники после уроков спокойно уходили домой и занимались своими делами, а я вынуждена была надолго оставаться в школе - то какое-нибудь совещание, то надо какой-то стенд оформлять, то двоечников подтягивать, то ещё что-то. Но я честно тянула свою лямку и очень расстроилась, что никто не предложил мою кандидатуру на пост комсорга, когда в 8-м классе всех приняли в комсомол. Мне казалось, что я лучше всех подхожу на эту роль, ведь у меня такой богатый опыт руководства в нашем классе. Но, по-видимому, всех достала моя активность, и одноклассники предпочли более спокойного лидера.

В 8-м классе все уже ходили с комсомольскими значками, но мне очень не хотелось расставаться с любимым красным галстуком. Впрочем, был один способ носить на себе пионерские регалии до самого выпускного, и я им воспользовалась - пошла в пионервожатые.

Благодаря новому статусу я могла одновременно носить и комсомольский значок, и пионерский галстук, ярко выделяясь среди других старшеклассников. Мне это очень нравилось. Ну и общаться с детишками из подшефного класса тоже оказалось интересно. Наверное, именно тогда в моей психике случился сдвиг в сторону педагогики. Я довольно много времени проводила с подшефными, особенно полезной моя помощь оказалась на выездах на природу или в музеи. С некоторыми ребятами мы общались и после окончания школы.

Вот так и получилось, что я носила красный пионерский галстук восемь лет подряд - с третьего класса и до самого выпускного. И вспоминаю его с грустью и благодарностью.

Вернуться к началу рассказа

На страницу путевых заметок

На главную страницу