Полевая практика со студентами 3 курса. Июнь-июль 2024 г.

Сесторецкое болото, северный вход

Предисловие. Полевые практики студентов в нашем вузе ежегодно проводились, проводятся и, я надеюсь, и дальше будут проводиться. Лучшая база для этого - наша университетская биостанция в посёлке Вырица, но бывают и другие варианты. В первые годы преподавательской работы мне ставили полевую практику по зоологии беспозвоночных на первом курсе. Получалось очень хорошо - я знала все местечки в реке и на суше, где можно было найти и показать богатую фауну насекомых и прочих беспозвоночных. Позже меня перекинули на практику по позвоночным на втором курсе. Это было посложнее, однако мне удалось найти подходящие места для показа животных и их следов, плотин, хаток, кузниц, помёта, погрызов, подолбов, гнёзд и всякого прочего, включая невероятно красивых зимородков, милейших мышовок и греющихся на солнышке гадюк.

Этим летом я должна была проводить практику по зоологии позвоночных у двух групп из разных потоков. С первой группой всё так и получилось, и мы с моей собачкой Ланой чудесно провели почти две недели в Вырице. Но затем внезапно меня поставили перед фактом: вместо двух недель практики на биостанции со вторым курсом я должна провести почти четыре недели практики с третьим курсом, причём в городе. Срочно запрашиваю программу этой практики и обнаруживают, что она по общей экологии, причём в отчёт надо включить массу сведений по геоботанике и фитоценологии.

Конечно, подобные полевые работы мне хорошо знакомы по экспедициям. Прекрасно знаю, что такое бонитировка, укосы, почвенные разрезы и пробные площади. Проблема в том, что весь этот опыт основан на флоре пустынь и полупустынь Казахстана и Калмыкии. Там я по могу опознать большинство растений в любом состоянии - хоть с цветками, хоть без. А вот с флорой нашего региона могут возникнуть серьёзные проблемы. К счастью, нам согласилась помочь Ирина Викторовна Панкратова, преподаватель ботаники, у неё как раз сейчас тоже практика и тоже в городе.

Поскольку никаких специальных инструментов и приборов нам не выдали, я закупила несколько линеек разной длины, сантиметровые ленты, рулетку на 20 метров, цветные ленточки для меток, а также недорогой прибор для измерения состояния почвы.

К отчёту требовалось сделать полное описание двух пробных площадей, и для этого надо несколько дней по несколько часов работать в полевых условиях. Чтобы иметь поблизости хоть какую-то базу с туалетом, умывальником и электричеством, я договорилась с Ольгой Ворожцовой (владельцем животноводческой фермы в Янино, директором конноспортивного клуба "Исток"), и мы со студентами нашли временное пристанище на её территории. Место очень удобное, по соседству с ООПТ "Колтушские высоты". И маршрутки ходят совсем рядом, так что добраться сюда не проблема. Пробные площади выбрали неподалёку - одна в лесу, другая - на сенокосном поле.

Первая неделя. Изучение природы Колтушских высот мы начали с обзорной круговой экскурсии протяжённостью около 8 км. От нашей временной базы на ферме прошли по лесу до озера, потом вышли на открытые холмы (камы), с верхней точки полюбовались дальними пейзажами, обошли ещё одно озеро, спустились к лугам, прошли снова к лесу и вернулись к начальной точке. Этот маршрут мне очень хорошо знаком по прежним верховым прогулкам, так что экскурсию я могла вести со знанием дела. Даже крики коростеля как по заказу прозвучали именно там, где я их и ожидала.

Колтушские высоты

Студенты, вероятно, устали от постоянных крутых подъëмов и спусков, но достойно выдержали весь путь. И потом с удовольствием фотографировались на фоне лошадок в левадах.

На ферме

На следующий день мы начали изучение первой пробной площади. При помощи цветных лент разметили в лесу участок 20х20 метров и пронумеровали сосны (их оказалось 15 штук). Ну а дальше началась рутинная работа по заполнению отчёта. Высоту деревьев измеряли методом треугольников, толщину - сантиметровой лентой. Для изучения почвы пригодились моя сапёрная лопатка и электронный приборчик. Сложности, как и ожидалось, вызвало определение некоторых растений, и мы не раз обращались за помощью к Ирине Викторовне. К счастью, она со своей группой как раз проводила полевые работы неподалёку.

В почве на корнях леревьев мы обнаружили странное образование, похожее не то на толстый жёлудь, не то на лесной орех. Кожура плотная, как корка корня, внутри полость с каким-то чёрным наполнением. Коллеги-ботаники высказали предположение, что это азотфиксирующий клубенёк серой ольхи. Посмотрели описание в Интернете - не очень-то похоже. Другой вариант - галловые нематоды, но тоже не похоже. Так и не поняли, что это такое. Из других интересных находок - парочка тщедушных ростков ядовитого растения вороний глаз четырёхлистный Paris quadrifolia. Огородили ленточками, чтобы случайно не затоптать.

Колтушские высоты, почва в лесу

Колтушские высоты, что-то на корнях

Колтушские высоты, показатели почвы

В конце недели пошли дожди, и нам пришлось прервать работы в поле. Впрочем, лесной участок был уже почти полностью обследован.

Вторая неделя. Как только погода прояснилась, мы закончили работы в лесу и перешли на второй участок - луговой. Здесь в первую очередь следовало заняться укосами, ведь им ещё надо много времени сохнуть перед окончательным взвешиванием. Так что, вооружившись ножницами, студенты состригли всю растительность на трёх квадратных метрах сенокосного поля.

Колтушские высоты, укосы

Получилось три мешка разнообразной травы, с которой предстояло разбираться уже в университете, пользуясь толстенными ботаническими определителями и близостью к преподавателям ботаники. Траву я в тот же вечер отвезла на машине на кафедру, и на следующий день с утра пораньше студенты начали разбирать укосы.

Разбираем укосы

Это очень нудная и сложная работа. Каждую травинку надо определить до вида и положить в соответствующую кучку. Затем каждую кучку растений одного вида надо завернуть в газетку, обвязать нитками, подписать и взвесить. Потом разложить получившиеся свёртки и свёрточки на подоконнике в самой солнечной аудитории, чтобы хорошенько просохли.

Сидели до вечера и с трудом управились за два дня. В конце недели снова пошли дожди, и полевые работы пришлось отложить.

Третья неделя. На этой неделе у нас запланированы экскурсии, приготовленные студентами. Маршруты и объекты они сами выбирали. Первой оказалась экскурсия в Шуваловский парк. Здесь я никогда раньше не была и получила большое удовольствие от знакомства с новыми местами. К нам подходили дружелюбные белки, и у меня очень удачно оказались при себе несколько грецких орехов. Белкам они явно понравились. Ещё мы видели полевых мышей, ну и птиц, конечно.

Шуваловский парк

Шуваловский парк, белка

Шуваловский парк-маршрут

На следующий день мы отправились на экскурсию на Елагин остров. Здесь было гораздо больше и мышей, и белок, причём белки не только рыжие, но и чёрные с белой грудкой. Вроде бы их завезли с Алтая. Белки совершенно не пугливые, но явно закормленные. Берут орешек и сразу его закапывают. Однажды мы увидели, как ворона хотела украсть спрятанный орех, а белка её гоняла. И везде нас преследовали утки кряквы.

Елагин остров, утки

Елагин остров, чёрная белка

Елагин остров, маршрут

Следующая экскурсия запланирована по экотропе "Сестрорецкое болото". Предполагается поездка на весь день, так что запасаемся едой и напитками. От Финляндского вокзала едем на Ласточке до Белоострова, там ещё пара километров пешком. Начали с Северного входа. На этой экотропе я была несколько лет назад, когда её ещё только строили, будет интересно посмотреть готовый маршрут.

Сесторецкое болото, маршрут

Мы двигались неспешно, несколько раз делали привалы и перекусы, так что экскурсия получилась приятная и познавательная. Студенты рассказывали о растениях, и я с изумлением узнала, что здесь растёт карликовая берёза. Ну надо же, а я была уверена, что она живёт только в тундре, далеко на севере! Взяла веточку на память. Много и других интересных растений увидели. А из животных нам неожиданно часто попадались ящерицы Zootoca vivipara - и взрослые, и малыши. Прекрасно проведённый день на природе был несколько подпорчен обратной дорогой в битком набитой душной жаркой электричке, но всё проходит, прошло и это.

На этой неделе была запланирована ещё одна экскурсия, но погода резко ухудшилась, зарядили дожди, пришлось вновь пережидать непогоду.

Четвёртая неделя. Начинаем неделю с отложенной экскурсии. Едем в парк "Сосновка", изучаем ещё один вариант лесного фитоценоза нашего региона - довольно заболоченные заросли деревьев. Разнообразие травянистой растительности не очень большое, но попадаются плауны. И ещё нашёлся молоденький белый гриб, его я забрала себе.

Парк Сосновка

Парк Сосновка, белый гриб

Парк Сосновка, маршрут

Вот и всё, экскурсии закончены. Теперь надо "добить" пробную площадь на лугу и взвесить укосы. Как раз работа на остаток недели.

И вот мы снова на ферме на Колтушских высотах. Очень жарко и душно, ветра почти нет. Тени на сенокосном лугу тоже нет. Размечаем участок 10х10 метров, исследуем фитоценоз и почву.

Колтушские высоты, на лугу

Всех разморило солнцем, но работа потихоньку идёт. Вот и эта пробная площадь готова, можно завершать полевые работы.

Оставшиеся дни посвящаем обработке укосов. Они благополучно высохли на подоконнике нашей самой солнечной аудитории. Их надо взвесить, потом снять газетную обёртку и её тоже взвесить. Всё внести в таблицу экселевскую и посчитать урожайность сенокоса в центнерах на гектар - отдельно злаки, отдельно разнотравье, осоки и бобовые. У нас получился средний общий выход по сену на начало июля - 32 центнера с гектара. Это очень даже неплохо для нашего региона.

Вот и закончена полевая практика, проведены экскурсии, составлен отчёт, все студенты получают отличные оценки. А у меня уже начинается отпуск и можно полностью заняться подготовкой к соревнованиям.

Сестрорецкое болото

Все фотографии оригинальные, сделаны автором и студентами.