500 дней на Йети

Шкода-Йети

Предисловие

С некоторых пор я начала задумываться о покупке какого-нибудь не слишком дорогого внедорожника, способного таскать двухтонный прицеп.

Один мой знакомый (Игорь Шпиленок) рассказывал про свой джип "Шевроле Трейлблейзер", и как он доехал на нём по всяким труднопроходимым местам от Брянска аж до Камчатки. Меня особенно впечатлило, что в машине можно устроить полноценное спальное место, и ещё понравилась вполне бюджетная цена. Я решила, что именно такой автомобиль мне и нужен, причём дизельный. Однако, к тому времени, как удалось набрать достаточно денег на покупку, эти модели внезапно перестали производить и продавать в нашей стране, и я оказалась перед сложным выбором - что можно купить взамен и за те же деньги. После долгих и мучительных размышлений остановилась на бензиновой "Шкоде Йети" с полным приводом и автоматической коробкой передач. Правда, спать в этой машине можно только сидя, но зато цена вполне соответствовала тому, на что я рассчитывала.

Лето - 2015

Заказывать автомобиль отправилась в салон на Хасанской, где я когда-то покупала свою замечательную Фабию и куда регулярно приезжаю на сервис. Посмотрела несколько машин и очень удивилась, что ни в одной предлагаемой комплектации не предусмотрен очечник на потолке! А я уже привыкла к нему на Фабии. Пришлось категорически потребовать, чтобы его обязательно приделали, или я вообще не буду покупать Йети. Ну и ещё заказала фаркоп и багажник на крышу. И какую-то защиту на днище, ведь я собиралась ездить по очень плохим лесным дорогам - мне пообещали крепкую и надёжную железяку. К середине августа мой автомобиль был готов, и я сразу начала на нём ездить.

Первое впечатление: всё достаточно удобно, но багажник (который в машине, а не на крыше) маловат для барахла, которое таскаю с собой. Ну да ничего, утрамбую при необходимости. Ещё заметила, что грязь сильно забрызгивает боковые стекла и зеркала - на форуме автомобилистов народ тоже жалуется на эту проблему и даже предлагает всяческие решения, но у меня руки до этого так и не дошли.

Примерно определился расход бензина (95) - в среднем около 10 литров на 100 км. Несколько вылазок в отдалённые уголки Ленинградской области без разгонов и по хорошим дорогам - и вот уже обкатка и дополнительное ТО пройдены, можно отправляться в дальние поездки. На Хасанской специалисты провели мастер-класс по установке на крышу сундука-багажника. Отличная вещь! Столько всего влезает! Вот только вход в него оказался очень высоко над землёй, пришлось купить складную табуретку-подставку и везде таскать её с собой. Кстати, она оказалась очень полезной также для залезания на лошадь.

Первая дальняя поездка - на границу Московской и Рязанской областей на соревнования по дистанционным конным пробегам (Чемпионат России-2015 в Луховицах). В салоне кроме меня - трое пассажиров. Личные вещи - в заднем багажнике (крышку-полку оставила дома, это позволило заполнить пространство позади сидений до самого потолка), а всякая разная амуниция - в сундуке на крыше (это позволило избежать крепких конских запахов). К моему удивлению, верхний багажник почти не добавил расхода бензина (лишь через несколько месяцев я поняла, с чем это могло быть связано).

Без особой спешки, регулярно останавливаясь на короткий отдых (пассажиры оказались курящими, а я табачный дым не переношу совершенно), поздним вечером мы доехали до места соревнований и всей толпой заночевали в снятой на несколько дней квартире. Другие участники жили в палатках, но я лучше высыпаюсь в нормальной постели. Квартира, видимо, принадлежала кому-то из конников, в ней было много фотографий знаменитых коней, тренеров и наездников. В этом доме время как будто остановилось ещё в советские времена, и я с умилением смотрела на одеяла, коврики и прочее "как у бабушки".

Утром приехал коневоз с нашими лошадками, и мы начали готовиться к соревнованиям. Решили проехаться по трассе пробега на Йети - он справился вполне, да это было и несложно - мы ехали почти всё время по хорошо высохшим просёлочным дорогам. На следующий день состоялись соревнования, и на них я впервые в жизни проехала на лошади сразу 80 км (точнее 82), при этом основательно заблудилась, на одном из этапов упала с коня, с трудом влезла обратно, финишировала последней, но зато получила грамоту "за волю к победе". Это было незабываемо, и я осталась в полном восторге от красот местности, отличной работы верного коня, замечательной работы группы поддержки и всего прочего.

Но вот пришло время уезжать - вновь набиваем багажники барахлом, а салон - пассажирами, и пускаемся в обратную дорогу. С нами ехал учёный-ботаник, поэтому пришлось останавливаться у каждой речки-канавы и ждать, пока будет собран очередной ценный пучок прибрежных трав (в одном из этих пучков позже был открыт новый вид растений). Домой вернулись без проблем и даже без писем о штрафах. Верхний багажник был снят и убран в гараж до следующей поездки (и пока ещё не понадобился), а полка заднего багажника принесена из дома и поставлена на место.

Несколько жизненных ситуаций заставили меня всегда возить с собой кое-какие инструменты: лопату, топор, пилу по дереву (однажды дорогу перекрыло ветровалом), ножовку по металлу (однажды пришлось спиливать замок на воротах, через которые надо было срочно уехать), разводной ключ (это чтобы открывать бутылки с квасом или колой, если у них крышки слишком тугие) и многое другое. Так что барахла всегда полно. Но многие вещи удалось удобно рассовать в ниши вокруг запаски. Вообще карманов и бардачков вроде много, но хотелось бы ещё больше. В бардачок на торпеде можно класть только термостойкие вещи - он очень сильно нагревается. Расположение держалок для стаканов вплотную к розетке для прикуривателя несколько напрягает. В эту злосчастную розетку вечно что-то падает или проливается, иногда сжигая предохранитель. Надо для неё какую-то заглушку придумать, да всё руки не доходят.

Осень - 2015

Осенью довелось немало поездить по мокрым и грязным лесным дорогам, и всё было неплохо до поры. А потом случилась неприятность...

От моего дома до конюшни, где я иногда занимаюсь, - ровно 100 км. Из них примерно 98 км проезжаю меньше чем за час по отличным высокоскоростным дорогам без единого светофора и пешеходного перехода. А вот последние пара километров - это просто ужас ужасный. В общем-то, именно из-за них я и поменяла Фабию на джип. И вот, ползу я по грязным колеям, радуюсь тому, какой у меня замечательный вездеход, и вдруг машина стукается довольно сильно днищем о выступ земли между колеями. После чего намертво тормозит и глохнет. Завожу мотор - работает. Пытаюсь ехать - глохнет (при автоматической коробке!). Это случилось уже около самой конюшни, буквально десяток метров оставался до ровного места. Зову на помощь конюхов и конников - пытаемся катить машину, а она ни с места - правое переднее колесо заклинило. Только во время буксировки оно начало немного проворачиваться.

В общем, вместо катания на лошади в этот день у меня было сначала катание на тракторе до дороги, потом на эвакуаторе до ремзоны, затем на такси домой (с тюками барахла из багажника). В итоге оказалось, что с колесом ничего страшного не случилось - просто камушек попал в тормоза. А вот вторая проблема была посерьёзнее: во время удара днищем об кочку хвалёная защитная железяка подпрыгнула и стукнула своим крепёжным ухом по интеркулеру, отбив у него горловину. Мне сказали, что такое случается не только от удара по днищу, но и просто от сильного качка машины при быстрой езде по неровной дороге.

Интеркулер - это по сути радиатор, а по виду плоская канистра (у Йети пластмассовая), в ней воздух охлаждается перед тем, как поступать в двигатель. Починить сломанный интеркулер нельзя, только менять на новый, а для этого пришлось полмотора разбирать. Впрочем, управились быстро, через три дня я уже снова ездила на Йети. Но выводы сделала: в отличие от предыдущих мелких и лёгких машин (Ока, Фабия и др.), с которыми я штурмовала лесные дороги по принципу "больше скорость - меньше ям", на тяжеловесном Йети надо в таких местах ехать очень-очень медленно, уповая не на инерцию, а на полный привод. Теперь я поняла смысл положения рычага передач "D + - " - это как раз для того, чтобы смиренно ползти и случайно не разогнаться по забывчивости. Ну что же, всё это - полезный опыт, наука на будущее.

Буксировочный трос стала держать поближе, под рукой. То меня из колеи кто-нибудь вытаскивает, то я кого-нибудь. В перспективе надо подумать о какой-то переносной лебёдке, не всегда же рядом окажется трактор.

Зима - 2015-2016

Потихоньку пришла зима, а с ней - оттепели и гололёд. По привычке я поставила на зиму нешипованную резину "липучку", она вполне устраивала меня в прошлые годы. Но и здесь меня ждала засада. На той самой злополучной дороге, ставшей из грязной - ледяной, машину вдруг потащило вбок по небольшому склону, и она села брюхом на каменный валун аккурат между передним и задним колесом. Не помогли ни домкраты, ни подложенные ветки-брёвна. В конце концов нас вытащил на дорогу простой советский ВАЗ, за что ему респект и уважуха. А я в тот же день купила и поставила на все колёса шипованную резину.

Однажды, когда я благополучно выбралась с конюшенской дороги на шоссе и начала разгоняться, машина вдруг стала дёргаться, словно колесо пробито. Посмотрела - все шины в порядке. Начинаю ехать - всё отчаянно трясётся. Звоню на сервис - а там профессионалы сразу смекнули в чём дело и объяснили мне, что на колёса намёрз снег, и они из-за этого разбалансировались. Помочь может поливание колёс горячей водой, но до неё ещё добраться надо. Поехала потихоньку, то и дело нажимая на тормоз, чтобы разогреть колёса. С полдороги проехала, пока ход выровнялся.

После этого всю зиму практически не было проблем, если не считать забастовавшую маленькую крышечку омывателя фар: она отодвигалась при включении омывателя, но потом не задвигалась обратно, и мне приходилось закрывать её вручную. Эту неисправность починили в салоне по гарантии. Ну и дворники лобового стекла не всегда хорошо к нему прилегают, особенно в мороз.

Расход топлива зимой снизился почти до 8 литров на 100 км. Поразмыслив хорошенько, я пришла к выводу, что это связано с тем, что зимой я езжу гораздо медленнее, чем в другие сезоны. Теперь стал понятен и низкий расход при поездке в Луховицы - там я тоже ехала не слишком быстро, без резких разгонов и торможений, чтобы пассажиров не укачало.

Весна - 2016

Весной мы переобулись обратно в летнюю резину, а зимнюю оставили на хранение прямо на шиномонтаже. Это оказалось очень удобно, а то мне трудно таскать по гаражу тяжеленные шины R17 - это вам не Ока и даже не Фабия. После замены резины меня вдруг начала пугать какая-то лампочка индикатора неполадок. Оказалось, что это датчик давления в шинах - он заметил, что они стали по-другому накачаны. Пришлось всё приводить в соответствие.

По весне начались регулярные поездки в Финляндию. Здесь очень пригодился круиз-контроль, которым на Родине практически не пользуюсь. В Финляндии штраф начинается за превышение не то 7, не то 6 км в час, а выдерживать постоянную небольшую скорость, когда ты уже привык носиться по КАД и ЗСД, довольно сложно. Зато с круиз-контролем - никаких проблем, да и нога отдыхает.

Вообще, у моего Йети довольно много всяких опций. Например, есть климат-контроль (правда, на Фабии он мне больше нравился). Еще есть автоматическое подключение телефона к динамикам, но им я не пользуюсь, так как не особо хочется, чтобы пассажиры в салоне слышали разговор. Отличная штука - подогрев лобового стекла. Очень удобный парктроник. Есть очечник! Есть розетка-прикуриватель в багажнике, это хорошо, а вот расположение прикуривателя в салоне неудобное, на Логане было лучше.

Некоторые опции мешают, но отключить их не удаётся. Это в первую очередь касается дворников и омывателей, которые включаются сами, когда надо и не надо. Сильно раздражают непредсказуемые омыватели фар, особенно, когда стоишь перед переходом и внезапно забрызгиваешь несчастных пешеходов. Ещё есть разные кнопки на руле, ими практически не пользуюсь, но однажды меня сильно напугала внезапно загрохотавшая музыка - крутя руль, я случайно резко увеличила громкость радио.

Невозможно выключить весь свет при работающем двигателе - иногда зимой в сильный мороз я оставляю машину на парковке на несколько часов и не глушу мотор, пока занимаюсь на тренировке, было бы удобно на это время отключить свет. А вот боковые фары очень полезны - они подсвечивают дорогу с той стороны, куда поворачиваешь руль. Есть еще загадочная кнопка - помощь не то при спуске с горы, не то при подъёме. Пробовала нажимать, но эффекта не ощутила. Может, гора была неправильная.

Лето - 2016

Ближе к лету подошло время очередного ТО, заодно в салоне подлатали брюхо машины в тех местах, где она зацепилась за камень и ещё за какие-то коряги. Вновь начались более далёкие поездки: в Подмосковье (в гости к друзьям), во Владимирскую область (на конные пробеги на ферму Джона Кописки, где продают вкуснейший сыр), в Рязанскую область (на Чемпионат России по конным пробегам в Спасске-Рязанском), в местечко Корвемаа неподалёку от Таллина (на Чемпионат Эстонии по пробегам). Обратная дорога из Эстонии оказалась очень трудной для меня - сильный недосып плюс густой туман. Мой перепуганный пассажир периодически хватался за руль и отчаянно кричал мне в ухо "Проснись!". Кое-как доехали до дома. После этой поездки я приняла суровое решение - больше не ездить по ночам и не выспавшись. Стараюсь теперь ему строго следовать.

Время от времени, примерно раз в три-четыре месяца я езжу на мойку-люкс (на Таллинском шоссе возле "Ленты") - с чисткой салона, сидений, с восковыми покрытиями и прочими допуслугами. Однажды после мойки на лобовое стекло нанесли какое-то специальное гидрофобное нанопокрытие. Оно оказалось очень эффективным! В дождь на хорошей скорости можно дворники вообще не включать. Теперь регулярно его обновляю.

Осень - 2016

После лета как-то внезапно пришла зима со снегом и гололёдом. А у Йети резина ещё летняя, и поменять её нельзя, так как запланирована поездка в Финляндию, а там на шипах только с 1-го ноября можно ездить. Ну и засада не заставила себя ждать. Отправилась я на конюшню после сильного снегопада, туда проехала нормально, даже лучше, чем по обычной грязи. Правда, колея в снегу раскатана только для одной машины, с встречной почти негде разъехаться. Обратно двинулась уже в темноте. Немного застряла на сугробах, пришлось поработать лопатой, но выбралась. Подъезжаю к довольно крутому спуску с длинной горы (там обычно вполне нормальная грунтовка), вижу встречные фары. Понимаю, что кто-то едет вверх, останавливаюсь и жду на широком месте, чтобы разъехаться. А машина внизу всё не двигается. Ну, думаю, значит, это они меня ждут, и начинаю потихоньку спускаться. Подъезжаю ближе и в свете фар вижу, что машина стоит посреди дороги.

Торможу... И продолжаю нестись вниз по склону без намёка на торможение. Прямо кёрлинг какой-то! АБС, похоже, умер, так как никаких признаков его срабатывания не было. Машина всё ближе, нутром чую, как матерятся в ней мужики, видя летящий на них с горы неуправляемый Йети. Справа глубокая канава, слева - забор. Выбираю забор, выворачиваю руль влево и давлю на газ. В последний момент Йети заносит вбок и он въезжает в сугроб, слегка сломав забор. До другой машины осталось несколько сантиметров...

Выдыхаю. На трясущихся ногах выхожу из машины и сразу чуть не падаю. Обнаруживаю, что вся гора - сплошной каток. Она такой стала всего за пару часов! Мужики тоже выдохнули, а затем рассказали, что уже полчаса пытаются на эту гору въехать, но у них тоже летняя резина. Попробовали вытолкать Йети из сугроба - куда там! Две тонны против трёх человек. На помощь приходит местный Соболь, вытащив нас задом из сугроба. В очередной раз респект отечественному автопрому. Встречная машина сползла задом под гору, путь вниз свободен. Я попросила водителя, чтобы он не отцеплял Йети от Соболя и притормаживал сзади, пока будем спускаться. Но меня подняли на смех и сказали "давай, едь сама". Вздохнув, я села, поехала..., и всё повторилось. Спасибо сугробу и забору, что нас опять остановили. Повторно вытащив Йети на дорогу, опытный водитель из Соболя пересел за его руль и с большим трудом съехал с этой злосчастной горы. Но дальше надо ехать самой.

От перенесённого стресса тряслись руки-ноги, но пришлось собраться с силами и двигаться потихоньку домой. Несколько дней после этого перед глазами то и дело вставала картина, как меня несёт под горку на другую машину. Потом понемногу отпустило. Но вот, наконец, ноябрь, переобуваемся в "шипы" и теперь уверенно штурмуем снег-лёд.

Однажды мне позвонила знакомая и попросила срочно съездить за пару сотен километров и привезти на прицепе только что купленную лошадиную повозку и конкурные препятствия. Решили заняться этим с утра пораньше. Сначала заехали за арендованным прицепом - он оказался оснащённым специальной лебёдкой и пандусом, чтобы грузить карету. Прикрепить прицеп удалось легко, а вот электроразъём не подошёл к розетке на Йети. Оказывается, эти разъёмы на прицепах бывают разные. На будущее надо придумать какие-то переходники для таких случаев. Кстати, тормозов на прицепе тоже не оказалось. Ну что же, будем как-то справляться. И мы отправились в путь.

Лил очень сильный дождь, дорога утонула в лужах, ехать было трудно, а ещё надо было помнить про расширенные габариты. Машина уверенно тащила пустой прицеп, как будто его и не было. Перед погрузкой надо было развернуться и подъехать к сараю задом. Вот тут пришлось вспоминать навыки езды задним ходом на телеге с лошадью - так как других навыков у меня пока нет. Довольно быстро я уловила алгоритм траектории движения прицепа. Главное, не доверяться первому побуждению - куда вертеть руль, а заставить себя крутить его совсем в другую сторону. Тогда всё отлично получается. В общем, с разворотом я справилась всего за пару попыток.

Начали грузить повозку. Пандус и лебёдка отлично помогли в этом деле (вообще не представляю, как бы мы без них справились). А затем во все пустовавшие места в прицепе были напиханы стойки и перекладины препятствий, и всё это обвязано разношёрстными верёвочками. Получилась какая-то бесформенная гора дров. Сзади я прикрепила картонку с надписью "поворотов стопов НЕТ". И мы поехали обратно. К счастью, дождь прекратился, только лужи ещё мешали. Машина тронулась и потащила прицеп так, как будто он остался пустым. Это мне очень понравилось. Конечно, я не разгонялась, чтобы "дрова" не растерять. Без проблем доехали до места выгрузки, а затем вернули прицеп хозяевам. Уезжали в темноте и вернулись в темноте. Но поездкой я довольна - давно хотела испытать фаркоп в действии. По бензину вышло около 13 литров на 100 км. Хоть я и не почувствовала напряга для машины, но он, конечно, был.

Зима - 2016-2017

Зимой начались проблемы с омывайкой. Компьютер упорно заявлял о том, что её нет, хотя я только что долила до краёв. Поехала на сервис. Там что-то попытались сделать, но безуспешно. Сказали, что омывайка неправильная, и датчик её не видит. Странно. Впрочем, после того как я стала заливать только финскую омывайку, проблема самоустранилась.

В конце года открыли сплошной проезд по ЗСД и я, наконец, решила приобрести транспондер. Закрепила его строго по инструкции и поехала на ЗСД, предвкушая быстрый и лёгкий проезд через пункты оплаты. ЩАС! Такого стресса я давно не испытывала! Транспондер совершенно не хотел работать. Мне пришлось стопятьсот раз сдавать назад-вперёд, махать транспондером в окно, подъезжать прямо под шлагбаум, менять полосы, вызывая справедливое раздражение у других водителей. Кое-как добралась до дома и долго не могла успокоиться. Позвонила в техподдержку, там получила суровую отповедь, что надо правильно закрепить транспонедер. Знать бы ещё, как это сделать, если инструкция не помогла!

Почитала автофорумы в Интернете и обнаружила, что очень многие водители так же мучаются с транспондером. И чем дороже машина, тем хуже он срабатывает. Виновато в этом лобовое стекло с подогревом и атермическим покрытием (металлизированным напылением). Определить подходящее место крепления можно только опытным путём, прилепляя транспондер в самые разные, порой неожиданные места (например, на заднее стекло). У самых крутых иномарок никакие места не помогают, водителю приходится выходить из машины и прогуливаться перед ней с транспондером. На форумах народ всерьёз обсуждает варианты крепления прибора снаружи на крыше, где-нибудь внутри бампера или бокового зеркала и даже замену лобового стекла на специальное с окошком для этого капризного прибора. Такая вот проблема.

С огромным трудом при помощи закруглённого кухонного ножа я отколупала крепко приклееный держатель и на остатках клея стала лепить его в разные мест. Вскоре он совсем отказался прилипать к стеклу, зато с готовностью приклеивался к любому хламу в бардачке. Первое время, подъезжая к пунктам оплаты, заранее включала аварийки и останавливалась перед въездом, чтобы другие машины не вставали за мной. Неспешно начинала исследовательский процесс, здесь главное - не нервничать. Когда транспонер висит в центре лобового стекла, то иногда срабатывает, но не факт, что именно в этот раз. Я даже пыталась вести учёт полос, на которых удаётся проехать, но это всё равно оказалась рулетка. Наконец, я разработала более-менее надёжный план действий: сразу подъезжаю туда, где кассы, прямо под самый шлагбаум, высовываю транспондер в окно или в приоткрытую дверь штрихкодом к небу, шлагбаум открывается, ура.

Вот так и пролетели незаметно 500 дней с Йети. Впереди весна, лето и новые планы. Но это уже отдельная тема.

Вернуться к началу рассказа

На страницу путевых заметок

На главную страницу