Галапагосские острова. Январь 2012.

...

Галапагосы - это вторая часть путешествия по Эквадору. А здесь - начало (с первого по десятый день, 26.12.2011 - 04.01.2012) и окончание (10 и 11 января 2012).

День одиннадцатый. Четверг 05 января. Завтрак вполне приличный, в 8.15 выезд в аэропорт. Заплатили какой-то сбор по 10 долларов и вскоре вылетели на Балтру - один из Галапагосских островов, на котором расположен аэропорт. Летели примерно час сорок. С большой высоты Галапагосские острова выглядят как блины из буроватого теста, растёкшиеся по синей сковородке океана. Когда самолёт заходил на посадку, казалось, что мы приземляемся не на острове в Тихом океане, а где-нибудь в казахской Кзыл-Орде. Такая же неровная не то степь, не то пустыня с высохшей травой и одинокими невысокими деревцами. Однако при ближайшем рассмотрении иллюзия рассеялась. Одинокие деревца оказались огромными кактусами (эндемичная гигантская опунция), а под ногами - куски застывшей лавы.

В аэропорту мы заплатили ещё по 100 долларов местный сбор, потом нас слегка обыскали (без фанатизма, в некоторые сумки даже не заглянули). Вообще сюда ничего нельзя провозить из растений и животных. Нас встретил переводчик Данни - молоденький парнишка, один из трёх жителей острова, владеющих русским языком.

Все процедуры пройдены, и мы хаотично и с давкой грузимся в автобус. Этот путь от аэропорта на Балтре до отеля на острове Санта-Крус (а потом и обратно) оказался самым тяжёлым для наших сумок и чемоданов. Их так пихали и бросали, что у большинства чего-нибудь сломалось или оторвалось. Из наших вещей только Самсонайт стойко перенес тяготы пути. У нового чемоданчика вырвали с мясом часть покрытия, а у сумки прорезали карман чем-то острым. Автобус от аэропорта доезжает до переправы через канал, там вещи и люди перегружаются на лодку, а потом с лодки снова в наземный транспорт. При этом каждый раз вещи жестоко кидают и трамбуют. После лодки нас погрузили в микроавтобус и повезли в город Пуэрта Айора - столицу острова Санта Крус. Ехать через весь остров 42 километра. Кстати, здесь время на час меньше, чем в Кито, так что теперь разница с Москвой - 10 часов.

Основной сухопутный транспорт на Галапагосах - внедорожники-пикапы Тойота. В них можно ездить и в кабине, и в кузове. Мы с мамой предпочитали кабину, а вот наши мужчины с удовольствием залезали наверх. Во время пребывания на островах нам часто приходилось плыть куда-нибудь на самых разных лодках, высаживаться на какой-нибудь крутой скалистый берег или высокий неудобный пирс. В первые дни это представляло определённые сложности для мамы, но потом она как-то приспособилась и даже умудрялась загружаться в резиновую лодку не только с берега, но и прямо из воды.

Мы поселились в гостинице "Майнао". Мне она очень понравилась - достаточно удобный номер с кондиционером и хорошей сантехникой (пресная холодная и горячая вода в душе - роскошь в этих местах), вполне приличный завтрак (подают каждому на стол - йогурт с хлопьями, омлет с сыром, хлеб, масло, пара кусочков фруктов, кофе с молоком). Очень приветливый и заботливый персонал. Дешёвая прачечная. Архитектура отеля необычная, с фантазией, есть дворик и балкончики, где можно посидеть на свежем воздухе. Рядом с центром. Но маме не понравились скудная еда и слишком крутая лестница. Так что благодарность отелю в книге отзывов при отъезде я написала только от своего имени.

Обед и ужин почти на всё время пребывания на острове у нас предоплачены, но проходят не в отеле. На обед Даня повёл нас в ресторан "Carrapatas", там мы могли набрать еды на 15 долларов (предоплаченных), а всё, что сверху - уже за свой счёт. В принципе, одно мясное блюдо с напитком укладывается в эту сумму. Но мы постоянно брали ещё какие-нибудь тортики, и за них приходилось доплачивать несколько долларов.

После обеда мы пошли в "Центр Дарвина" смотреть на черепах. К сожалению, никто не написал их имена на панцирях крупными буквами. Поэтому мы сперва не могли разобрать, где Одинокий Джордж (последний представитель черепах с острова Пинта), где Диего (более успешный самец, сумевший спасти популяцию острова Эспаньола). В одном из вольеров грустно и одиноко лежала большая черепаха со странной формой панциря, сплюснутого с боков. Похоже, это и был Одинокий Джордж, он доживал свои последние деньки (и умер через полгода, так и не оставив потомства). Кого-то ещё мы увидели, пофотографировали и уже в сумерках вернулись в город. Сразу пошли на ужин в тот же ресторан, где обедали. В отель вернулись довольно поздно и поскорее легли спать, всё-таки день был трудный.

День двенадцатый. Пятница 06 января. Сегодня свободный день, каждый может выбрать занятие по своему вкусу. Сразу после завтрака наша группа разделилась. Большая часть (преимущественно мужская) отправилась на яхте в сторону острова Санта-Фе на рыбалку-дайвинг-снорклинг (оказывается, обычное ныряние с маской теперь называется загадочным словом "снорклинг"). Переводчик Даня поехал с ними. Мы, оставшаяся меньшая половина, поехали в глубь острова знакомиться с местными достопримечательностями. Наняли для этого дела такси (40 долларов за всех) и переводчицу Ольгу - теперь уже второго известного нам местного жителя, говорящего по-русски. Ольга родом из Одессы, живёт на Санта-Крусе уже 13 лет, а Даня - её сын.

Сперва мы отправились смотреть на черепах в природных условиях в центре острова, примерно в 20 км от нашей гостиницы. Здесь нам выдали высокие резиновые сапоги, а дождевики мы взяли свои. В этой поездке мы испытали одно из самых сильных потрясений: погода на острове удивительная, по крайней мере, в январе. В центральной части Санта-Круса всегда пасмурно и идёт дождь, то слабее, то сильнее, но постоянно. Здесь прохладно и очень влажно. Кругом грязь и лужи, в которых лежат довольные черепахи. Если проехать несколько километров к любому берегу - там днём будет тепло и солнечно. Тоже практически всегда. Невероятно! Устал от тропического солнца, хочешь, чтобы было пасмурно и дождливо - не выискивай в Инете подходящий прогноз погоды, а просто поезжай в центр острова! Весь остров - бывший огромный вулкан в виде холма, его высота в центральной части больше 860 метров, и над ним висит, зацепившись, одна и та же туча, из которой постоянно капает.

Взрослым черепахам здесь вольготно. Они ходят везде, где хотят. Еды много, врагов практически нет. А вот малышам плохо приходится - на них нападают муравьи, крысы и собаки, их могут раздавить копытами коровы. Мы видели только больших черепах. На панцирях у черепах восседают небольшие тёмные птички, возможно, те самые галапагосские вьюрки. Когда черепаха выдаёт порцию навоза, птички сразу спрыгивают на неё и начинают выковыривать что-то вкусное, наверное, семена. Этакая ходячая столовая.

Налюбовавшись на безобидных рептилий, угостив их какими-то местными фруктами и избавившись от грязных сапог, мы поехали смотреть пещеру. Это оказался сквозной тоннель длиной около 2 км, по диаметру вполне пригодный, чтобы пустить по нему метро. Владеет всей этой территорией (с черепахами и пещерой) предприимчивый итальянец, который по дешёвке купил участок у крестьянина, весьма расстроенного находкой опасных для скота дыр в земле. Новый хозяин провёл электричество и хорошо осветил всю пещеру, создав приличные условия для туристов. Теперь за осмотр пещер и черепах с каждого посетителя берут по 3 доллара.

И стены, и свод - всё из застывшей лавы. Мы так и не поняли, куда делась та лава, которая протекала внутри этого тоннеля: оба выхода направлены вверх. Возможно, местный вулкан когда-то давно чихнул в две ноздри, и вся лава улетела куда подальше. Удивительное место.

Затем мы доехали до жерл двух вулканов Близнецы. Они расположены совсем рядом и выглядят очень похоже. Мы остановились сперва на одной парковке, а там дежурил полицейский, который заявил, что смотреть в жерло опасно, и не пустил нас дальше к вулкану. Тогда мы проехали по дороге ещё метров сто и остановились на другой парковке - ещё ближе к жерлу и практически без ограды. Здесь никто не дежурил - по-видимому здесь уже не было опасно, хотя жерло круглое и совершенно одинаковое со всех сторон, так что абсолютно всё равно, откуда в него падать. Стенки совершенно отвесные, вертикальные почти до самого дна. Дно пологое и уже заросло буйной зеленью. Вулкан был активен лет 50 назад, но сейчас уже совсем остыл. Иногда в него спускаются альпинисты, хотя это, конечно же, запрещено.

На обратном пути мы заехали в небольшой посёлок. Это один из трёх населенных пунктов на острове, а всего на Санта-Крусе живёт несколько тысяч местных жителей - колонистов, как они сами себя называют. В магазинчике купили несколько упаковок кофе, выращенного непосредственно на Галапагосах. Затем такси привезло нас в Пуэрто Айору прямо к ресторану "Hernano", который нам посоветовала Ольга. Он расположен на оживлённом месте возле пристани. Сегодня обед и ужин за свой счёт, так что знакомимся с новым заведением. Ресторан произвел очень благоприятное впечатление, еда была вкусная и по стоимости не очень отличалась от других, а вообще цены в ресторанах здесь примерно вдвое выше, чем в Кито.

На набережной на больших столах мужчины с огромными ножами разделывают свежевыловленную рыбу и прочие морепродукты. Потроха и прочие ошмётки они бросают вниз, под столы. А под столами толпятся морские котики, пеликаны и прочие птички, хватают все эти вкусности прямо на лету. Котики здесь на каждом шагу, никого не боятся. Занимают ступеньки на пирсах, на лодки залезают. Один морской котик лежал поперёк тропы, нам пришлось его обходить, а мама попыталась его погладить, хотя трогать диких животных здесь, конечно, запрещено. Котик лениво огрызнулся, но с места не сдвинулся.

На берегу мы увидели, как на корабль грузят мусор. Оказывается, весь мусор с Галапагосов вывозят на утилизацию за тысячу километров на материк. Респект местным защитникам экологии.

Ближе к вечеру сходили на пляж. При этом надо было с пирса в центре города переправиться на лодке на выступающий рядом мыс, а там уже недалеко был уютный пляж с коралловым белым песком. Здесь мы встретили свою первую морскую игуану - она грелась на солнышке и периодически сморкалась. За счёт солёных соплей эти игуаны избавляются от лишней соли, проглоченной вместе с морской водой. Потом мы так привыкли к игуанам, что почти не обращали на них внимания, но эта первая как-то особенно запомнилась. На людей они почти не реагируют.

Вода в океане не слишком тёплая, всё-таки холодное течение Гумбольдта сказывается. Тем не менее, температура воды держится около 23-25 градусов. Сейчас сезон тёплой воды, а вот в июле вода будет гораздо холоднее. Вообще же в ближайшие месяцы в Эквадоре наступит сильная жара. У детей на побережье будут каникулы с середины января до середины апреля. На Санта-Крусе и некоторых других островах деревья уже сбросили листья и стоят голые, словно мёртвые. Только гигантские опунции зеленеют и цветут жёлтенькими цветочками.

Мы отлично искупались и засветло вернулись на лодке в город. Лодки здесь снуют одна за другой, как маршрутки. Наши рыбаки тоже уже вернулись с яхты в отель. Они были очень довольные и совершенно обгоревшие. Солнце здесь яростное. Густо мажемся 30-кратным кремом от солнца, и всё равно пробивает. На ужин мы пошли опять в "Hernano" и не пожалели. Снова все было очень вкусно. Дружно отметили наступление Рождества.

День тринадцатый. Суббота 07 января. В 7 утра за нами приехала машина и повезла в порт. Наш юный гид Даня снова с нами - он не оставлял нас без внимания практически до самого отъезда. В порту мы сели на лодку, которая отвезла нас к катеру с 3 мощными моторами. За два часа этот катер домчал нас до острова Исабела. Мы с мамой всю дорогу сидели на верхней палубе и любовались океаном сверху, хотя встречный ветер нас чуть ли не сдувал. Видели морских черепах, дельфинов. Дельфины подплывали близко и затем потрясающе высоко выпрыгивали из воды, красиво перелетая через волны от наших моторов.

На Исабеле заплатили по 10 долларов за вход и отправились на экскурсию. Сперва посетили центр по разведению местных популяций черепах. Их выращивают до 8 лет, а затем выпускают в природу - в этом возрасте им уже не могут причинить какой-либо заметный вред интродуцированные животные. А человек больше не убивает черепах. Так что их будущее внушает надежду. Ещё бы удалось всех одичавших коз перебить, и совсем будет хорошо - не останется тогда у черепах серьёзных пищевых конкурентов.

Затем мы прошлись по острову. Сплошная затвердевшая лава, климат посуше, чем на нашем острове, но всё же много зелени. Здесь самые большие и толстые деревья - это местные мангры. Увидели небольшое озеро, и на нём - несколько фламинго.

После комплексного обеда в местном ресторанчике мы отправились плавать на лодке и снорклить. Я как нырнула - сразу увидела большую черепаху и немного за ней поплавала. А потом уже особо смотреть было не на кого, да и вода мутная.

На обратном пути наш катер чуть не перевернулся и нас всех чуть не утопил - безответственный капитан дал порулить какой-то девице. Из-за этого мы наотрез отказались платить чаевые за поездку и постарались доходчиво объяснить гиду причину. От нашей группы я выступала переводчиком, так как уже довольно бегло разговаривала по-испански. Нас высадили в порту в центре города. Ужин снова в проплаченном ресторане "Каррапатас". Неожиданно мы встретили третьего жителя Галапагосов, владеющего русским языком. Правда, сам он сказал, что он - первый и долго был единственным здесь знатоком русского. Кто он по национальности и откуда знает великий и могучий - так и осталось для нас тайной.

День четырнадцатый. Воскресенье 08 января. За завтраком мама не выдержала "полуголодного" режима и попросила принести кусочек сыра. Повар виновато улыбнулся и развёл руками - сыр в меню не предусмотрен и на кухне его нет. Пришлось маме догоняться принесённым с собой печеньем. В 8 часов утра за нами приехал автобус и отвёз в северный порт (мы там как раз пересаживались по пути из аэропорта). Погрузились на яхту. Оказывается, на настоящих яхтах надо ходить только босиком - мы разулись и сложили всю обувь в специальные ящики. На яхте просторно и уютно. Всем есть где присесть и прилечь, и внутри, и снаружи.

Посетили остров Сеймур. Он небольшой, засушливый. На островах вообще нет природных источников питьевой воды - только лужи после дождя, а дождь бывает редко. Растительность есть, но невысокая, пустынная. Не то большие кусты, не то низкие деревья образуют ландшафт, напоминающий саванны и редколесья. На этих невысоких деревьях-кустах устроены гнёзда, и в них сидят огромные птенцы. По земле бродят довольно крупные жёлтые конолофы - наземные игуаны. Как и везде здесь, животные совершенно не боятся людей. Мы полюбовались на фрегатов и голубоногих олуш, многочисленных котиков, крабов и морских игуан. Олуши удивительно красиво охотятся, пикируя в воду.

Когда плыли на яхте, к нам снова приблизились дельфины. Но эти не выпрыгивали, а плыли впереди прямо под носом корабля, чуть ли не прижимаясь к бортам. Можно было рассмотреть их совсем близко. На боку одного дельфина сидела крупная рыба-прилипала, и у других дельфинов на коже были видны следы от присосок прилипал. Интересно, как они относятся к прилипалам на своём теле? С тех пор часто об этом думаю.

Во время снорклинга мы увидели множество акул совсем рядом. Гид сказал, что длина такой акулы около полутора метров. Плавать среди акул было здорово!

Затем нас привезли на пляж из смешанного песка - кораллового и ракушечного. Хорошо искупались, а потом побродили по пляжу. Из воды на гребень береговой дюны выходит множество следов огромных морских черепах. И там на дюне видны вырытые большие ямы, где черепахи отложили яйца.

День получился отличный, хотя опять все подгорели на солнце. Яхта и команда нам понравились, мы собрали чаевых, кто сколько дал, и я вручила их капитану вместе со словами благодарности (по-испански). Кажется, он остался доволен. Мы выгрузились из яхты на пристани и стали ждать автобус, простояли почти час (на жаре, и туалет закрыт), но автобуса всё не было. Вроде он где-то сломался. Тогда мы взяли такси за 20 долларов и сами поехали в отель.

По воскресеньям наш обычный ресторан выходной, поэтому Даня повёл нас в другой, очень приличный, там мы хорошо посидели и дружно отметили предстоящий отъезд. Доплатили 10 долларов - как всегда, за тортики. Кстати, до ужина Даня уже успел встретиться с хозяйкой яхты и потребовал для нас компенсации расходов на такси. И сумел-таки вытрясти из неё наши 20 долларов. Молодец!

На Галапагосах мой мегафон вдруг ожил, нашел связь, но отказался от русских букв, предложив взамен греческие. Пришлось перейти на латиницу, но зато удалось смсками пообщаться, наконец, с родными и узнать у них про погоду в Мадриде (+10, ясно). Интернет на острове уже два дня не работал, поэтому сама я не могла ничего выяснить про погоду. Вечером видели местное полнолуние. Эффектно.

День пятнадцатый. Понедельник 09 января. За завтраком маме принесли персональную тарелочку с тремя кусочками сыра! Вот какой заботливый персонал. Вообще Эквадор запомнился доброжелательностью людей, всеобщей готовностью помочь. Приятная страна, приветливые жители. Какое-то спокойствие витает среди гор и островов. Хорошее место.

В 9 часов за нами приехал просторный автобус, так что первую часть пути мы проделали в очень комфортабельных условиях. Во время переправы через канал мама лихо запрыгнула на лодку и так же легко из неё выскочила на другом берегу. Вот что значит несколько дней усиленных тренировок по залезанию-вылезанию из лодок.

Нас снова погрузили в автобус и привезли в аэропорт. Пока ждали свой рейс, прошлись по ларькам - здесь есть практически всё, что мы видели в Пуэрта Айоре, но значительно дешевле. Прилетел наш самолёт, мы как опытные уже островитяне снисходительно смотрели на прилетевших туристов, заворожённо глазеющих по сторонам. Наконец, мы погрузились в самолет (LAN) и отправились в Гуаякиль. Там нас встретила Наташа, мы получили багаж и перешли на регистрацию в международный терминал. Обе большие сумки и чемоданчик обернули полиэтиленом (по 10 долларов за вещь) и сдали в багаж.

При досмотре у меня отобрали малюсенькие складные ножницы, которые только в этой поездке уже летали в ручной клади в нескольких самолетах. Но - оказались крайне опасным холодным оружием. Кстати, в самолетах LAN и Iberia вместе с едой раздают массивные железные ножи и вилки. Вот ими точно убить можно. Ну что же, пришлось расстаться с удобным и привычным дорожным приспособлением. Сотрудница аэропорта потребовала мой паспорт и долго писала какую-то огромную бумагу - акт об изъятии ножничек. Мама решила, что меня арестовывают и уже прикидывала, как останется в Эквадоре и будет носить мне передачи в тюрьму. Но всё обошлось, и меня пропустили дальше в зал ожидания. Здесь мы в последний раз воспользовались долларами - поели в кафе (вполне прилично и гораздо дешевле, чем в Домодедово). Больше доллары в этой поездке нам не нужны, да их не так-то много и осталось.

На пути в самолёт в длинном коридоре нас всех тщательно обнюхали собакой. Уже после того как все уселись в самолет и приготовились к взлёту, командир объявил: полетим только через 45 минут. Пришлось сидеть и тупо ждать. Может, это у них такая форма забастовки в солидарность с Иберией? Но вот, наконец, летим в Мадрид (около 11 часов). В Боинге нам достались довольно удобные места позади крыльев, так что можно было иногда что-то увидеть в окошко. Дважды вкусно покормили. На персональном мониторе я посмотрела фильм, поиграла в бриллиантики, а в основном мы всю дорогу спали.

Это окончание рассказа о Галапагосах. Остальная история про начало путешествия (материковый Эквадор) и про его окончание (включая Мадрид) - здесь