Несколько дней в Вене. Декабрь 2022 г.

В аэропорту Стамбула

Близится к концу срок моей шенгенской визы, а прокатиться по ней удалось всего пару раз в Эстонию (ссылка 1 и ссылка 2), да разок в Финляндию. И вот в конце декабря выдалось несколько свободных дней, и решила я слетать в Вену. Всё-таки прошло уже три года со времени последней поездки в Австрию (ссылка 3), и неизвестно, когда удастся получить европейскую визу снова, да и удастся ли вообще.

Сперва купила билеты Аэрофлота от Санкт-Петербурга до Стамбула и обратно. Лететь в одну сторону около шести часов. Взяла бизнес-класс - он обошëлся мне почти даром благодаря бонусным милям и остатку ваучера за неиспользованный перелëт (это когда ещё в начале пандемии отменили рейс в Лондон). От Стамбула до Вены и обратно были взяты билеты Турецких авиалиний за 450 евро. Причём обратный билет стоил ровно вдвое дороже, чем билет туда, вероятно из-за того, что был на 30 декабря. Из Питера в Стамбул по расписанию мы должны были прилететь в 15.25, а рейс из Стамбула в Вену - в 21.30. Но там могли быть и варианты - можно поменять билет на более ранний рейс в 18.20, в цену билета заложена такая возможность, и я её всерьёз рассматривала, однако опасалась, что наш рейс из Питера опоздает по каким-то причинам. И оказалась права - уже когда мы все сидели в самолёте в Пулково, выяснилось, что у него спустило колесо, и мы больше часа ждали, пока шёл шиномонтаж. Сам перелёт прошёл нормально, шесть часов в бизнес-классе не слишком утомили.

В Стамбул прилетели с полуторачасовым опозданием, так что я уже не стала заморачиваться с обменом билетов. Тем более, что мне предстояло сначала пройти паспортный контроль, затем получить багаж, затем перейти в зону вылета, затем зарегистрироваться и снова сдать багаж, снова пройти паспортный контроль и досмотр, и всё это с огромными расстояниями внутри аэропорта. Если бы у меня не было багажа, то можно было бы не связываться с паспортным контролем, а сразу через трансфер пройти - со мной из Питера летели двое пассажиров как раз до Вены на 18.20, и они успели нормально на пересадку. А я пошла гулять по аэропорту, ожидая свой более поздний рейс.

Первым делом надо, как обычно, раздобыть тележку. Они здесь все пристëгнуты, выдаются за оплату, но я знаю способ взять её бесплатно - в зоне вылета, где пассажиры уже садятся в самолёт, но служба аэропорта ещё не успела забрать освободившиеся тележки. Вскоре я обзавелась тележкой, сложила в неё рюкзак и верхнюю одежду и отправилась искать кафе - пора уже поесть. Хотя нас очень вкусно покормили в бизнес-классе, но это было давно. Ну и, конечно, мне хотелось угоститься пахлавой, ведь это же Турция.

Пахлава в аэропорту Стамбула

Здесь я уже бывала на пересадках, когда летала в ЮАР в 2019 году (ссылка 4), тогда этот аэропорт только-только открыли, ещё было много пустых мест для будущих ресторанов, и на стенах были нарисованы столы, стулья и едоки. Теперь, конечно, всё пространство уже освоено, кругом толпы пассажиров самой разной наружности. Но всё равно можно найти безлюдный закуток, посидеть в тишине и спокойствии.

Наконец, объявили посадку на рейс до Вены, у меня сиденье в самом конце самолёта, с трудом нахожу место для рюкзака - всё уже забито вещами. Ещё два часа, и мы в Вене. Я, немного волновалась насчёт паспортного контроля, заранее выучила наизусть адрес проживания и цель поездки, но пограничник вообще ни о чем не спросил, просто поставил штамп. Дальше - получить багаж и топать на электричку.

Вот я и в Австрии. Здесь снег лежит, как в прошлый мой визит трёхлетней давности, как будто и не уезжала. Но жить буду уже в другом районе, далековато от центра, там до ближайшей станции метро идти минут двадцать пешком. Зато поблизости - Икея, Декатлон и мой любимый C & A. Для поездок по городу лучше всего покупать суточный или недельный проездной. Он годится на любой общественный транспорт в черте города - и на автобусы-трамваи, и на метро, и на электричку. Вот только на поездку до аэропорта надо покупать более дорогой билет. Хотя рядом с домом расположена станция метро, но поезд едет в центр довольно долго окольными путями. Быстрее и удобнее добираться на электричке до станции Вена Митте, а там уже пересаживаться на центральные линии метро. В транспорте полагается носить маску, но далеко не все соблюдают это правило. Я честно соблюдала. До квартиры добралась уже глубокой ночью и сразу завалилась спать.

На следующий день, отоспавшись после почти суточного путешествия, съездила на трамвае в Икею. Главная задача - купить подушку, потому что местная мне не подошла - слишком большая и толстая. Ну и просто по Икее побродить, вспомнить прошлые времена. Ресторан удивил, причём не только меня, но и остальных покупателей. Внезапно, всего на один день (видимо, в честь новогодних праздников) в нём изменили порядок - вместо обычной покупки разных блюд за разную цену - оплачиваешь 15 евро, получаешь цветной бумажный браслетик на запястье и дальше ешь и пьëшь всё, сколько влезет. Конечно, я не смогла удержаться попробовать всякие вкусности и слегка переела. Позже рядом с домом нашла продуктовый магазин и набрала еды на ближайшие дни. Хорошо, что была сытая после Икеи - не взяла ничего лишнего. Правда, огорчили мандарины - их продавали только упаковками, и качество оставляло желать лучшего.

В ИКЕА

Нынешняя квартира расположена в новостройке на окраине Вены, рядом с парком на берегу Дуная. Можно подняться на лифте на крышу, там устроена площадка для отдыха со столиком, лавочками и детской песочницей. Вид отсюда очень красивый, простор и горы. Летом, наверное, здесь будет полно народу, но сейчас - никого. Многие квартиры ещё пустуют, каждый день кто-то затаскивает мебель и прочий скарб. Лифты внутри защищены листами древесных плит, как и в наших новостройках. У меня появилось неудержимое желание украсить эти унылые временные стенки лифта. Принимаю решение рисовать на них лошадок во время спусков-подъëмов. Буду лифтовым Бэнкси, таким же неуловимым творцом прекрасного.

В лифте

Первые дни было пасмурно и довольно холодно, около двух-трёх градусов мороза. Но это никак не сказалось на моих планах. Конечно, я не смогла отказать себе в удовольствии побродить по магазинам, хотя C & A разочаровал своим ассортиментом. Только в центральном магазине этой сети удалось выбрать что-то полезное - тёплый жилет до колен, с капюшоном. В Икее купила ролики для чистки одежды от шерсти (дома уже закончились) и пару синих сумок на молнии (таких у меня ещё не было). В Декатлоне - тёплый нашлемник, флисовые перчатки и маленький налобный фонарик (всё для полевых выездов), в Медиамаркте - упаковку батареек (для фонарика), в Мюллере - пару простых мягких карандашей (для сканвордов и судоку) и толстый сиреневый фломастер (отгадайте, для чего). В общем, отвела душу европейским шопингом.

Потом заехала на рынок Нашмаркт и купила кусочек свежего филе лосося - чтобы запечь в фольге и решить проблему с обедами на несколько дней. Завтраки у меня продуманы заранее - ещё в Питере заготовила 40-граммовые порции овсяных хлопьев и здесь варю себе кашу в микроволновке. На ужин купила разных овощей и консервированную фасоль, делаю из них салат.

Есть небольшая проблема с кофеваркой. Она капсульная и очень старая, капризная. Я испортила несколько капсул, пока научилась с ней справляться. Помятые капсулы пришлось распотрошить и просто заварить в кружке. Десяток капсул я привезла с собой на первое время, а потом съездила в центральный бутик Неспрессо и купила несколько упаковок любимых сортов - Эфиопия, Шанхай, Зимбабве и Токио. Надо будет прикупить ещё - с собой забрать в Питер, хотя там у меня ещё есть запас.

Кухня в квартире просторная, с большим столом, я на нём расположилась с ноутбуком. Кроме чайника, кофемашины и электроплиты есть ещё мультиварка-скороварка и газировальная машина. Много-много лет назад у нас был сифон, который делал газировку из простой воды. В него надо было вставлять специальные маленькие баллончики со сжатым углекислым газом на один пшик. Использованные баллончики сдавали и покупали заряженные. Но потом баллончики перестали продавать, и сифон где-то затерялся в гаражном хламе. И вот я снова пью самодельную газировку! Оказывается, этот агрегат здесь очень популярен, и баллоны в него вставляют довольно объëмистые, хватает на много порций. Я быстро научилась управляться с этой техникой и сама газировала воду по мере надобности.

Сифон

Скороварка выглядит как обычная мультиварка, и в принципе может так же использоваться, но способна готовить и под высоким давлением. Инструкция к ней совершенно тупая, неинформативная, пришлось порыться в Интернете, чтобы разобраться, как включать-выключать, и не пугаться жуткого шипения при спуске пара. Спасибо дамским форумам, только женщины способны доступно объяснить друг другу все нюансы. Микроволновка здесь тоже есть, но почему-то она живёт не на кухне, а в кладовке, надо идти к ней довольно далеко по коридору. Так что по утрам я хожу с горячей кашей по всей квартире. Холодильник средних размеров с маленькой морозилкой внутри. Но мне понравилось некоторые продукты хранить на балконе - особенно, когда на улице потеплело до плюс двух-трёх градусов. Например, запечённый лосось там лежит очень хорошо. Надеюсь, птички его не обнаружат и не расклюют.

В один погожий день мы с сыночком Ваней отправились гулять в парк на Дунае. Там было довольно много птиц на воде и у воды. Чайки в зимнем оперении, лебеди-шипуны, кряквы, водяные курочки-камышницы (Gallinula chloropus), лысухи (Fulica atra). А на полянках бродили ворóны разных расцветок. С изумлением я обнаружила, что здесь живут и чёрные европейские ворóны (Corvus corone), и наши серые (Corvus cornix), и их многочисленные гибриды с разной степенью черноты. Из других птиц мы встретили только кольчатых горлиц (Streptopelia decaocto).

В парке

Вскоре мы дошли до телевизионной вышки и увидели рядом с ней целую галерею памятников южноамериканских борцов за независимость - Че Гевара, Хосе Марти, Симон Боливар и другие. Внезапно на голову с неба прилетели кусочки льда - вероятно, оторвалась сосулька с верха телебашни. Мы поспешили отойти подальше, чтобы не попасть под более крупные осколки.

Погода потеплела, снег почти везде растаял, и среди плотной завесы туч появились просветы голубого неба, впервые за несколько дней. Кое-где даже слабенько пробивались лучи солнца. Обратно мы пошли не через парк, а напрямик вдоль шоссе, и вскоре были дома. Общий маршрут оказался около 8 км. Неплохо прогулялись. Здесь, наверное, очень хорошо отдыхать летом. Жалко, нет велосипеда, давненько я не каталась, а здесь так много удобных дорожек.

Как только приезжаю в Австрию или Германию - стараюсь побольше говорить по-немецки. Раньше я занималась немецким в Гёте-институте и доходила до В2, но с тех пор редко пользовалась этим языком, стала забывать. Чтобы лучше вспомнить - переключилась на курс немецкого на онлайн-платформе Busuu (обычно там учу английский). Начала с самого первого урока А1 и с удовольствием получаю высокие баллы. И вот как-то раз на прогулке мы встретили несколько тётушек с собачками, и одна собака страшно заинтересовалась штанинами моих брюк, прямо не оттащить - наверное, учуяла запах моих домашних зверушек - белой швейцарской овчарки Ланы и котиков - шотландского прямоухого Шона и тайской Сафиры. Тётушка начала извиняться за свою питомицу, а я не задумываясь на автомате ответила по-немецки, что ничего страшного, у меня тоже есть собака. Получилось очень естественно и даже почти без акцента. Я была очень гордая собой. В магазинах тоже стараюсь по-немецки говорить. Ну а фильмы и передачи по телевизору мы здесь смотрим на английском языке, что тоже полезно.

Я не так уж часто питаюсь в ресторанах, а в китайские вообще никогда не захожу. Но здесь мне несколько раз довелось побывать именно в китайских ресторанах. Один из них расположен совсем рядом с домом, и пару раз мы в него ходили ужинать. Там обнаружились разные салаты на выбор, нарезанные фрукты и сладости к чаю - бери, сколько сможешь съесть. А основные блюда надо заказывать на планшете (его выдают на столик), и привозит их робот-котик (видео: mp4,8Mb). Он же увозит грязные тарелки. Мне удалось найти в каталоге блюд вполне съедобные кусочки курицы и тунца в сладком соусе. Из фруктов особенно порадовали кусочки свежего ананаса и личи.

Другой китайский ресторан расположен в центре города. Там тоже самостоятельно набираешь фрукты и сладости, а ещё там лежат на больших подносах порезанные овощи, куски сырого мяса, рыбы и морепродуктов. Надо на тарелку положить всё, что ты хочешь приготовить, написать на бумажке номер столика, приклеить его к тарелке и отдать всё это повару. Он всё пожарит, и тарелку принесут на столик. Я три раза так делала - сначала взяла по кусочку курицы и свинины, потом котлетку из фарша и кусочек говядины, а потом две котлетки из фарша. Очень вкусно! На рыбу уже места в животе не хватило. Другие посетители набирали в тарелки вперемешку мясо или морепродукты и разные овощи, у них получалось что-то вроде рагу.

А ещё один раз мы обедали в ресторане "Рёбра Вены", расположенном в глубоком старинном подвале. Заказывать столик пришлось за много дней, иначе в этот ресторан не попасть. Там всё просто - приносят огромную деревянную доску-тарелку с жареной грудной клеткой от целой свиньи. Очень много и очень вкусно.

Рёбра Вены

Все рестораны мне понравились, в следующий раз (если он будет) обязательно в них схожу.

А ещё я регулярно заходила в МакКафе на станции электрички Вена Митте, чтобы полакомиться тортиком эстерхази. В России этот деликатес исчез из меню МакКафе задолго до исчезновения самого МакКафе. Вообще-то я сначала зашла в это кафе из-за туалета (в Вене я столкнулась с проблемой туалетов, их здесь довольно трудно найти), и вдруг обнаружила любимый тортик. После этого включила это кафе (и туалет) в свой маршрут прогулок по городу, тем более, что в этом месте мне надо было делать пересадку на электричку. Кстати, здесь, в Вене, принято к кофе подавать стакан воды. Интересная традиция.

В этой поездке у меня случилась довольно серьёзная финансовая потеря - из сумки пропал конвертик с несколькими 50-евровыми купюрами (он лежал отдельно от кошелька с более мелкими деньгами). То ли выпал где-то, то ли стащили. К счастью, к тому времени я уже всё купила, что хотела, но надеялась оставить деньжат на другой раз. Увы, теперь придётся экономить с тем немногим, что осталось в кошельке.

Несмотря на личный финансовый кризис, было решено не отказываться от посещения местного зоопарка, он здесь очень интересный. Несколько раз посещала его раньше.

Гиббоны м слон

Олени и тюлень

Рыба

Перед поездкой в Австрию я отправила е-мейл в этот зоопарк с просьбой передать мне для исследования маленькие кусочки навоза от зебр, носорога и тапира. Как и ожидалось, мне ответили отказом, причём с очень милой формулировкой: никакие части животных никому не передаются, так как всё необходимо для образовательной программы. Я написала в ответ, что с трудом представляю, где они сохраняют навечно весь навоз от зебр и носорогов в образовательных целях, на что мне ответили, что могут продать 5 литров слоновьего навоза на удобрения, а остальное всё равно никак нельзя отдать.

И вот теперь я гуляю по зоопарку и... О чудо! Рядом с зебрячим загоном стоит совершенно открыто мусорный бак, на котором написано, что там - навоз! Естественно, я полезла в этот бак и выудила оттуда вполне свежий навоз бурчелловой зебры (позже проверила по составу инфузорий - точно, от зебры). У меня с собой всегда есть пакетики и спирт, так что я сразу зафиксировала свою добычу, упаковала и спрятала в сумку. К сожалению, с носорогом и тапиром такое не прокатило, ну да ничего. Главное - зебры, я сейчас как раз ими плотно занимаюсь после ЮАР. И, кстати, одна из моих дипломниц тоже зебрами занимается - передам ей материал в образовательных целях. Ваня подарил мне мини-принтер для этикеток, теперь удобно подписывать пробы.

Пробы

Я питаю слабость к настольным электронным часам с автосинхронизацией времени и с разными датчиками - температуры, влажности и прочего. И в Медиамаркте не смогла пройти мимо очередного такого устройства. Пришлось проявить недюжинную смекалку, чтобы сделать более-менее надёжное крепление уличного датчика температуры и влажности. Теперь можно отслеживать перепады погоды, сидя в тепле и уюте. А перепады - неслабые. В первые дни было около 4-5 градусов ниже нуля и снег, а потом вдруг за несколько часов температура поднялась до 11 градусов тепла. Даже комары проснулись. Но потом опять резко похолодало, и был сильнейший туман. К счастью, в день отлёта погода была лётная.

Датчик

Вот и заканчиваются недолгие вольные денёчки, пора собираться в обратный путь. Мой несчастный чемодан, потрёпанный в многочисленных поездках и полётах и поцарапанный котами (они его считают своей когтеточкой), похоже, начал сдаваться - опасно потрескивает ручка. Конечно, ведь он набит до отказа новогодними подарками всем родным и близким. Придётся в аэропорту упаковать его в полиэтилен, чего обычно я не делаю. Надеюсь, доживёт до дома, а там придётся думать про новый чемодан. Хотя вряд ли он понадобится в ближайшее время.

Вылет из Вены - в 7 утра. Обычно я стараюсь приезжать в аэропорт не меньше, чем за 3 часа, так что с вечера было заказано такси на полчетвёртого. Вся поездка заняла минут двадцать. В аэропорту народу было ещё совсем мало, хотя везде на полу лежали и спали люди. Первый рейс с утра отправлялся в Вильнюс в 5 часов, но и Турецкие авиалинии уже начали регистрацию. Я оказалась в первых рядах, быстро сдала багаж и получила посадочный, прошла досмотр и удобно устроилась в кафе рядом с нашим выходом на посадку. Но вскоре нахлынул народ, в кафе стало тесно, многие люди опасно кашляли и шмыгали носом. Пришлось надеть маску и перебраться в более просторный зал ожидания.

В аэропорту Вены

Перелёт прошёл спокойно. Как и на пути из Стамбула в Вену, очень прилично покормили. И даже были мониторы с фильмами. Респект Турецким авиалиниям. В Стамбуле пришлось проделать всю долгую процедуру с прохождением паспортного контроля туда-обратно, чтобы получить багаж и зарегистрироваться на рейс до Санкт-Петербурга. Хорошо, что времени на пересадку достаточно - процесс прохождения досмотра занял очень-очень много времени. В очереди разговорилась с пожилым мужчиной, летевшим в Москву. Он прибыл из США ещё вчера вечером и уже много часов провёл в аэропорту в ожидании своего следующего рейса. Обменялись впечатлениями обо всех событиях ближних и дальних, много нового и интересного удалось узнать о стране, где я не была никогда. Дальше наши пути разошлись - мой случайный попутчик ушёл на посадку, а я отправилась искать бизнес-зал, что оказалось делом непростым. В конце концов, мне это удалось. В бизнес-зале было несколько удобных столов у края балкона, но все они были заняты. Остальные сиденья были крайне неудобные - совершенно некуда поставить сумку и повесить куртку. Но была какая-то еда и напитки. Я не успела проголодаться после кормёжки в самолёте, поэтому ограничилась чашкой кофе и парой кусочков какого-то невероятно сухого печенья. Уходя, прихватила бутылку воды. По пути на посадку купила пахлаву в подарок родным. Хотела взять две коробки, но оказалось, что к ним в придачу полагается третья коробка бесплатно. Ну, пусть будет.

Бизнес-зал в Стамбуле

Когда мы уже грузились в самолёт, я услышала позади топот и тяжёлое дыхание. Обернулась и увидела совершенно запыхавшуюся женщину. Без раздумий отдала ей свою бутылку воды, которая тут же была выпита. Только после этого женщина смогла немного отдышаться и рассказать, что с ней случилось. Оказалось, её с кем-то перепутали и забрали в полицию прямо на паспортном контроле, потом разобрались и отпустили, но она чуть не опоздала на посадку. Особенно она переживала, что не успела купить что-то турецкое в подарок семье. Пришлось поделиться с ней лишней коробкой пахлавы.

Перелёт прошёл хорошо, на ужин были перепёлки и ещё что-то вкусное. Вот и Пулково, вот и мой выживший чемодан, вот уже я и дома. Всего через час наступит 31 декабря, скоро будем отмечать Новый год, а пока можно и отдохнуть с дороги. Лана и котики явно обрадовались моему приезду - успели соскучиться за несколько дней. Шон особенно рад был возвращению своего любимого чемодана. Но скоро нам снова предстоит расстаться на неделю - я собираюсь провести рождественские каникулы в лесу под Орехово - на хуторе Большое Кайдалово. Но об этом - другой рассказ (ссылка 5).